Леках Тов — Шлах — Два пути в борьбе со злом

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2571

Недельная глава Шлах

Распознать ложь

«Пошли себе людей и пусть разведают страну Кнаан…» (Бемидбар, 13:2).

Как известно, «взятка ослепляет глаза мудрецов» и человек склонен не замечать собственных грехов. Спрашивает рав Элияу Элиэзер Деслер: «Если так, то как можно распознать истину? Ведь во всем, с чем сталкивается человек, он ощущает собственный интерес и ни к чему не может относиться непредвзято». Ответ в том, что предвзятость никогда не скрывает истину полностью. Даже когда злое начало соблазняет человека и вводит его в заблуждение, выдавая ложь за истину, человек все же понимает, что истина – это истина, а ложь – не более, чем подмена.

По милости Своей, Творец не дал злому началу скрыть истину, и в глубине души каждый может ощутить ее. Сказано о сынах Израиля в изгнании: «…не отвергну и не отвращусь от них, чтоб истребить…» Подобно этому и изгнание духовное: истина не исчезнет, даже будучи в изгнании среди зла и скверны. Следует лишь приучить себя помнить, что на самом деле существует только правда, а все «подобное ей – ложь и суета». Тот, кто усвоит это, сможет спастись от лжи и всегда разглядеть истину. О таком человеке говорят, что он обладает истинным взглядом на вещи.

Говорит рав Деслер о грехе разведчиков: «Написано в Мидраше: “Сказали сыны Израиля: ”Моше, учитель наш, пошлем людей впереди нас!” Сказал им (Моше): ”Зачем?” (ведь до греха разведчиков всем было очевидно, что нет причины заботиться самим о захвате земли, обещанной Всевышним). Сказали ему: ”Ведь обещал нам Всевышний, благословен Он, что мы войдем в землю и унаследуем ее и все, что в ней… И вот, услышат (жители земли), что мы приближаемся и спрячут все свои ценности… и мы ничего не найдем, и не сбудется слово Всевышнего… Пусть пойдут разведчики”. Давайте задумаемся об этих словах. Ведь речь идет о поколении пустыни, ”поколении, исполненном знания“, поколении, которому нелегко, казалось бы, впасть в заблуждение. И все же это поколение полагало, что вся цель разведчиков – лишь в освящении имени Творца. Поколение, принявшее Тору на горе Синай, не распознало собственного заблуждения.

И даже самому Моше не удалось понять, что намерение народа – не во имя Небес. Как говорит Мидраш: ”услышал он (Моше), и попался в руки их”, как сказано “и понравилось мне”. Говорят наши мудрецы, что Моше-рабейну в своей великой мудрости мог постичь глубинные свойства души каждого. Как же вышло так, что и он не разглядел лжи? Очевидно, что Всевышнему было угодно скрыть истину от Своего раба, а сам Моше не смог почувствовать фальши. И подтверждение этого в том, что Творец взыскал за грех разведчиков с народа Израиля, но не с Моше.

Но, если так, то за что же был наказан еврейский народ? Правда в том, что даже такую тонкую ложь, которую не удалось рассмотреть в других и Моше-рабейну, каждый человек может рассмотреть в себе самом, если этого пожелает. Стоит только человеку быть честным с самим собой – и злое начало никогда не сможет сбить его с толку».

Если не я для себя…

«Пошли себе людей…» (Бемидбар, 13:2).

«”Пошли себе“ – по своему усмотрению. Я (Всевышний) не повелеваю тебе, но если хочешь – пошли. Ведь евреи пришли к Моше и сказали: ”Давайте пошлем людей перед нами…” (Дварим, 1:22), как сказано, ”и приблизились ко мне все вы” (там). Моше спросил совета у Всевышнего, и Он сказал ему: ”Я ведь сказал им, что хороша она (земля)… Клянусь, что Я позволю им ошибиться из-за слов разведчиков, чтобы не овладели они землею”» (Раши).

Рав Йехезкель Левинштейн говорит, что грех разведчиков вызывает немалое удивление. В чем было намерение самих разведчиков? И, хотя наши мудрецы говорят, что они опасались, что в земле Израиля утратят свое положение глав народа, все же трудно понять их поступок. Разве можно навеки остаться в пустыне? А если народ вернется в Египет, – разве останутся они при своем величии?

И еще более удивительно поведение народа. Как могут слова о «великом и могучем, как гиганты» народе испугать тех, кто своими глазами видел «руку Г-спода» в Египте. Разве не в Его силах поразить жителей страны, какими бы они ни были?! И более того: когда народ услышал слова разведчиков, то начался плач, как будто в предчувствии страшного несчастья. И сказали они: «Если б нам умереть в стране Египетской или в этой пустыне! Зачем привел нас Г-сподь в эту страну? Чтобы пасть от меча? Жены и дети наши станут добычей! Разве не лучше нам вернуться в Египет!» Так можно сказать, лишь забыв вовсе о власти Творца в мире! Как дошла до такого община Израиля?

Понять это можно, обратившись к книге «Месилат Йешарим». Рамхаль говорит: «Очевидно, что даже тот, кто непрерывно следит за собой не в силах спастись (от злого начала) без помощи Всевышнего, благословен Он. Злое начало обладает огромной силой, как говорит Писание: ”Поджидает злодей праведника, желая умертвить его, – Г-сподь не оставит в руке его (злодея)”. Человек не может превозмочь злое начало собственными силами. Но тот, кто следит за своими мыслями, словами и поступками, пытаясь бороться с ним, удостаивается и помощи Всевышнего».

Евреи того поколения не пожелали положиться на Всевышнего, сказавшего им, что хороша эта страна, и решили проверить это сами, и в наказание – не удостоились помощи Всевышнего. А без такой помощи человек может запутаться даже в лживых словах разведчиков. Без помощи Всевышнего человек может остаться без знания и памяти. После всех чудес, которые видели евреи в Египте они пришли в ужас, услышав об «укрепленных городах, высотою до небес»! Так ведет себя человек, когда Всевышний оставил его. Так велика сила злого начала, затуманивающего разум, и делающего человека беспомощным.

Вдумаемся в продолжение слов «Месилат Йешарим»: «Однако, если не следит человек за собой, несомненно, что и Всевышний, благословен Он, не станет следить за ним». Тот, кто не старается сам совладать со своим злым началом, не удостоится и помощи Небес.

Человеку следует следить за собой и тогда, с помощью Небес, спасется он от своего злого начала. Как заповедано нам «избери жизнь!» – сделай этот выбор сам, и Всевышний придет тебе на помощь.

Два пути в борьбе со злом

«…и назвал Моше Ошеа бин Нуна – Йеошуа» (Бемидбар, 13:16).

«(Давая ему имя, Моше) молился о нем: да спасет тебя Г-сподь (таково значение имени Йеошуа) от сговора разведчиков (Сота, 34б)» (Раши).

Спрашивает Хафец Хаим: «Почему Моше молился только о Йеошуа, а не о Калеве? Ведь они оба, в конце концов, противостояли сговору».

И еще: почему только Калев, оказавшись в Земле Израиля, отправился в Хеврон, чтобы молиться на могилах отцов [как говорит Раши о сказанном «и дошел до Хеврона» – в единственном числе]?

Кроме того, когда разведчики вернулись, и вызвали гнев Всевышнего, Он сказал о Калеве: «Но раба Моего, Калева, за то, что дух другой был при нем… и он последовал за Мною, Я приведу его в Землю, в которую он ходил…» Почему не сказано нечто подобное и о Йеошуа?

Говорит Хафец Хаим, что два пути есть перед человеком, желающим избежать влияния злоумышленников и грешников. Первый путь – выйти на открытую войну против отвергающих власть Небес, борясь с их ложными мнениями. Второй путь – в том, чтобы избегать, насколько возможно, споров с грешниками и даже выдавать себя внешне за их сторонника. И тогда грешники, считая человека «своим», вовсе не будут стремиться влиять на него.

Каждый из этих путей обладает достоинствами и недостатками. Тот, кто следует первому, с легкостью сохранит чистоту собственных взглядов и убеждений. Но с другой стороны, он рискует пострадать и физически и духовно от последствий войны.

Тому же, кто следует вторым путем, такая опасность не грозит. И, кроме того, если он – человек важный, злодеи не упустят случая представить его, как единомышленника публично. И тогда, сняв с себя маску, он сможет прилюдно развенчать ложь и злодейство. Недостаток же этого пути в том, что за долгое время молчания человек может ослабеть в своем мнении и духовно приблизится к своему дурному окружению.

Моше-рабейну знал душевные силы Йеошуа и Калева и понимал, что Йеошуа более склонен идти первым путем, а Калев – вторым. Поэтому он благословил Йеошуа «Г-сподь спасет тебя от сговора разведчиков» – даже если тебе придется противостоять всем, они не нанесут тебе вреда. Калев же, не склонный к открытому противостоянию, не нуждался в таком благословении.

Когда разведчики достигли Хеврона и встретили там Ахимана, Шишая и Талмая (гигантов) и, придя в ужас, сговорились подстрекать народ не входить в Землю, Калев решил не спорить с ними. Он знал, что сможет, по возвращении, провалить план разведчиков. С другой стороны, он опасался, что длительное молчание повредит ему самому и фальшивое согласие станет настоящим. И поэтому отправился молиться на могилах отцов, чтобы их заслуги помогли ему устоять в испытании.

Рав Мишковский добавляет, что Йеошуа среди разведчиков находился в физической опасности, и ему было достаточно благословения Моше, чтобы спастись. В отличие от этого, Калев был в опасности духовной – в опасности влияния злого умысла «товарищей». Для того, чтобы избежать духовной опасности, недостаточно только благословения – необходимо молиться самому.

Когда разведчики вернулись в лагерь, то провозгласили перед всеми, что все они пришли к одному выводу, кроме Йеошуа. Но он был в одиночестве, поэтому можно было не считаться с его мнением. Тут-то и использовал Калев свое положение среди разведчиков, чтобы сказать правду. И действительно – ему удалось заставить всех замолчать и прислушаться к своим словам. Говорит Раши: «”И прервал Калев“ – заставил замолчать всех. ”О Моше“ – Призывая слушать то, что он скажет о Моше. И закричал он: ”Разве только это сделал нам сын Амрама?!” Те, кто слышали это, подумали, что сейчас он начнет поносить Моше. Но Калев продолжил: ”Разве не рассек он перед нами море, и разве не дал нам ман… Даже будь это на небесах, и он (Моше) сказал бы: “Сделайте лестницы и взойдите туда” (нужно слушаться его). Мы сможем исполнить все, что бы он ни сказал!”»

Поэтому говорит Раши о словах «…дух другой был при нем»: «Два духа – один в сердце (скрытый) и один на устах. Разведчикам он сказал: “Я с вами заодно”, но в сердце собирался сказать правду. И поэтому удалось ему заставить всех замолчать».

Если спросит кто-нибудь, чей путь более правилен, Йеошуа или Калева, ответ он найдет в Тосефте. Говорят там наши мудрецы, что Тора иногда упоминает сначала Йеошуа, а затем Калева, а иногда – наоборот, чтобы сообщить нам, что они равны в своем достоинстве. Нельзя сказать, что это достоинство – в мудрости. В этом Йеошуа несомненно превосходил Калева, ведь именно ему Моше-рабейну передал Тору. Мудрецы хотят сказать нам, что оба пути угодны Всевышнему. И хотя первый путь безопасней для души человека, те, кто следует вторым из чистых намерений, во имя Небес, так же угодны Творцу.

Перевод – рав М. Гафт. Из книги рава Я. Байфуса «Леках Тов».


http://www.beerot.ru/?p=39599