Леках Тов – Ваешев — Испытания этого мира – плавильный котел человека

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

362
три испытания

«И поселился Яаков в стране обитания отца своего …» (Берешит, 37:1).

«И еще толкуют стих “И поселился Яаков”так: собирался жить в покое, но обрушилось на него несчастье Йосефа (его продажа братьями). Праведники желают жить в покое. Сказал Всевышний, благословен Он: “Мало праведникам того, что уготовано им в грядущем мире, они желают еще покоя и в этом мире?!”» (Раши на Берешит, 37:2).

Великий духовный наставник ешивы Мир рав Йерухам а-Леви Лейвович задает вопрос: почему не дано праведникам наслаждаться обоими мирами? В особенности трудно понять это, если мы осознаем, что покой, которого искал Яаков, был сродни покою четырнадцати лет, проведенных им в доме учения Эвера, где он без отдыха занимался Торой. В чем же вина праведников, желающих служить Всевышнему без помех?

Задумавшись над этим вопросом, мы сможем осознать разницу между нашим миром и миром грядущим. Этот мир полон трудностей и испытаний, а жизнь без горестей и страданий подобна жизни в мире грядущем. Выходит, что тот, кто ищет в жизни покоя, как будто желает удостоиться грядущего мира, минуя мир нынешний, а это – невозможно.

Теперь понятно и то, что сказал Яаков Эйсаву: «с Лаваном я жил (и 613 заповедей соблюдал)». Яаков соблюдал заповеди, живя с Лаваном – жизнью, полной трудностей и требующей самопожертвования. Яаков хотел намекнуть, что лишь о том, кто прошел путем испытаний, можно сказать «613 заповедей соблюдал». И сам он прошел именно этот путь.

Спрашивает духовный наставник ешивы Мир: кто может представить себе масштаб «плавильного котла», имя которому – Лаван? Какие ужасные трудности и испытания пережил отец наш Яаков после всей истории с подменой – «разве не за Рахель работал я у тебя?!», и после откровенного обмана, как сказано: «и работал у него еще семь других лет»? Сказали наши мудрецы (как приводит Раши), что семь «других» лет – сопоставлены с первыми. Как первые – служил верой и правдой, так и другие (вторые), хотя Лаван и вынудил его работать обманом. Хитрость и лживость Лавана в отношениях с Яаковом не стали для Яакова поводом позволить подобное себе. Для него не было никакой разницы между первыми семью годами и «другими».

Лаван менял плату Яакова десятки раз, как говорят наши мудрецы, – сто раз обманул его. И после всего этого верность Яакова не нисколько не пострадала.

«Вот двадцать лет я с тобой… Бывало, днем пожирала меня жара и лед – ночью, и бежал сон от глаз моих». Так прошел Яаков через плавильный котел. «Когда перещупал ты всю утварь мою, что нашел ты из утвари дома твоего?». Сказали наши мудрецы (Берешит Раба): «сказал рабби Симон: “как обычно делается всюду: может ли зять, живущий у тестя, не взять с собой ни одного предмета, ни одного ножа? Здесь же “перещупал ты всю утварь мою – ни иголки, ни вилки своей не нашел”».

Об этом говорит и Талмуд (Авода зара, 3): «Пусть Лаван засвидетельствует, что чист Яаков от подозрения в краже». Пусть свидетельствует Лаван, что Яаков прошел через плавильный котел и вышел невредимым.

Это и есть «С Лаваном я жил (и 613 заповедей соблюдал)». Если бы не «С Лаваном жил я», не было бы и «613 заповедей соблюдал». Если бы не все трудности, с которыми столкнулся Яаков, не были бы и заповеди его путем к духовному совершенству. Чему же удивляться, что вся жизнь Яакова была подобна сказанному: «не пребывал я в покое и в тишине, и не почивал – и пришло несчастье» (Йов, 3). В этом заключается разница между нашим миром и миром грядущим.

Заканчивает рав Йерухам а-Леви: «Следует знать, что все в нашем мире подобно плавильному котлу. Зная это, человек будет совершенно по-другому воспринимать все происходящее с ним, и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. И всякий раз задумается и присмотрится к себе: каков я после этого случая, как прошел я испытания? Вышел ли невредимым?»

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51725