Недельная глава Аазину
«А теперь напишите себе песнь эту, и научи ей сынов Израиля…» (Дварим, 31:19).
Сказал Рава: «Даже тому, кому оставили отцы свиток Торы, заповедано написать свой, как сказано: “А теперь напишите себе песнь эту…”» (Санедрин, 21б).
«Предписывающая заповедь каждому из мужей Израиля – написать собственный свиток Торы, как сказано: “А теперь напишите себе песнь эту…” – то есть, напишите себе Тору, в которой есть эта песнь» (Рамбам, Законы о свитке Торы, 7, 1).
Вдобавок к сказанному мудрецами всех поколений о причинах обязанности человека написать собственный свиток Торы (даже если он получил свиток в наследство), рав Яаков Найман (ближайший ученик рава Ицхака-Зэева Соловейчика из Бриска, рав города Чикаго) приводит и свое объяснение. По его мнению, Тора указывает нам на важнейший принцип и одну из основ сохранения Торы. Исполнение Торы человеком не должно быть одной из «заповедей, привычной людям». Тот, кто исполняет заповеди Торы лишь потому, что получил традицию их исполнения в наследство от отцов – не следует путем Торы. Наши мудрецы указывают нам: «Пусть каждый день будут (слова Торы) новыми в глазах твоих». Намек на это содержит и повеление Торы каждому написать собственный свиток Торы, не довольствуясь полученным в наследство. Ибо таков путь Торы: постоянное обновление в понимании и углублении в Тору.
Восприятие Торы как чего-то старого, древнего может привести к тому, что и жизнь по Торе превратится в рутину, лишенную прелести и вкуса. То же, кто сам написал свой собственный свиток Торы, приложив все необходимые усилия и труд, почувствует, что слова Торы дороги ему, как будто даны на горе Синай в наши дни. Произнося молитву, мы соотносим Имя Небес с каждым из наших отцов: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова». И это потому, что служение и вера каждого из наших святых предков были чем-то новым. Несмотря на то, что Авраам передал Ицхаку всю Тору, которую постиг сам, тот не удовлетворился лишь «свитком Торы, который получил в наследство», но из любви к Всевышнему добавил собственное служение. И если Авраам был оплотом мира в милосердии, Ицхак добавил к этому качество трепета перед Б-гом. Яаков же добавил к «свиткам» отцов качество истины.
Если сын обязан видеть в Торе новое приобретение, отец обязан передать сыну Тору в том виде, в каком он сам получил ее от предков – поколение за поколением – вплоть до тех, кто стоял у горы Синай.
Говоря об этом, рав Найман рассказал, что присутствовал однажды на собрании раввинов в Вильно, где выступал Хафец Хаим.
«Если мы захотим узнать, доволен ли какой-нибудь мастер – сапожник или столяр – своим ремеслом, мы можем с легкостью определить это. Если мастер передает свое мастерство сыновьям – это верный знак, что он доволен своим делом. Однако если он посылает сыновей учиться другому ремеслу, значит, собственное дело его не устраивает. Если мы захотим разобраться в том, как обстоит дело с нашим отношением к Торе и заповедям, можем использовать тот же принцип. Если мы наставляем наших сыновей на путь Торы и ее заповедей – это знак того, что мы любим Тору.
Но если мы видим отца, которого, не дай Б-г, не слишком заботит, чтобы сыновья продолжили путь Торы (хотя, возможно, он и был бы этому рад), и он не прилагает к этому должных усилий – очевидно, что этот отец безразличен к Торе».