Леках Тов — Бешалах — Вечное значение дел человека

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

190
приняли Тору

«И было, когда отослал фараон народ…» (Шмот, 13:17).

«Разве фараон отпустил их? Билам сказал: “Б-г выводит их из Египта”, а здесь написано: “И было, когда отослал фараон” – эти на первый взгляд противоречивые утверждения учат нас, что фараон провожал их» (Мидраш Раба).

«“И было, когда отослал” – “отослал” значит “проводил”, как сказано: “И Авраам идет отослать их”. Почему начала Тора этим словом? Уста, произнесшие “не отошлю” произнесли затем “я отошлю вас”, поэтому говорится в начале: “и было, когда отослал”. Какова же награда его? – “Не гнушайся египтянином” (Дварим, 23:8) <то есть, повеление принимать прозелита-египтянина после трех поколений>» (Мидраш Танхума).

На эти слова Мидраша обращает внимание рав Йеуда Лейб Хасман, великий машгиах ешивы Хеврон. Фараон, который сказал: «Кто такой Г-сподь, чтобы послушал я голоса Его», и который ожесточил сердце свое, вопреки страшным казням, которым подвергся, в конце концов отпустил народ только под страхом гибели. Однако когда проводил евреев при выходе их из Египта, это произвело такое впечатление на небесах, что в заслугу ему навеки записано в Торе: «И было, когда отослал фараон…» И кроме того, он сам и весь его народ благодаря этому удостоились на все времена того, что заповедано сынам Израиля «не гнушайся египтянином».

Здесь, однако, Тора преподает нам великий урок. Сказано: «И взял Б-г прах из земли, и вдохнул в ноздри его душу жизни». Значение этих слов в том, что человек во всем несет две силы – духовную и материальную. Выходит, что во всех поступках и мыслях человека присутствует сила души, о которой говорится: «Тот, кто вдыхает, вдыхает из себя». Подобно тому, как Всевышний, благословен Он, безграничен и вечен, так вечна и душа, которую вдохнул Он в человека. И, несмотря на то, что в нашем материальном ограниченном мире мы не в силах постичь понятие бесконечности, это понятие все же совершенно реально. В мире истины все дела человека и все помыслы сердца его выглядят состоящими из множества мелких частиц. В каждой из них есть удел и души – «частицы Б-га свыше». Выделить же его в поступках человека в силах лишь Всевышний, который «проверяет почки и сердце» (по Ирмияу, 11:20).

Теперь понятно, что даже такой злодей как фараон, ожесточивший сердце свое и не желавший отпустить сынов Израиля, когда ощутил все же в глубинах сердца желание отпустить евреев и сделал несколько шагов, чтобы проводить их, проявил тем самым искру добра, скрытую под множеством покровов зла. Эта искра не исчезла и не затерялась перед Небом. Эта искра, будучи вечной, сияет в словах Торы «не гнушайся египтянином». Мера за меру! Последовав этому свету в своем сердце, фараон и его народ навеки, во всех поколениях, удостоились вечной награды.

Это имели в виду и наши мудрецы, говоря о стихе (Йов, 33) «Если и есть ангел, один из тысячи, чтоб заступиться за него, говоря человеку в заслугу…». «Даже, если девятьсот девяносто девять говорят о грехах его, а один о заслугах – будет спасен человек. Рабби Элиэзер, сын рабби Йоси из Галилеи, говорит: даже, если девятьсот девяносто девять тысячных того ангела – о грехах – спасется, как сказано “один из тысячи заступится”» (Шабат, 32).

Сказано об Амалеке: «Сотри память об Амалеке», «война у Г-спода с Амалеком из поколения в поколение». Само тяжелое наказание Амалека учит нас тому, что, в отличие от фараона, этот народ не несет в себе ни одной искры веры и добра. И если сказано о них «война у Г-спода с Амалеком из поколения в поколение», очевидно, что в сердце их не осталось и следа верности души. И поэтому отмерил им Всевышний мерой за меру: заповедь нам – «сотри память об Амалеке». Отсюда мы видим, что в силах человека погрузиться в злодейство и укрепиться в грехе до такой степени, чтобы потерять всю святость души жизни, вложенной в него Творцом, частицы Б-га свыше. В силах человека стереть с лица своего образ Б-га, по которому он создан.

Перевод – рав М. Гафт 


http://www.beerot.ru/?p=51920