Леках Тов — Ваера — И прощу Я всему месту ради них

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

218
пророки и мудрецы

«Если найду Я в Сдоме пятьдесят праведников, то прощу Я всему месту ради них» (Берешит, 18:26).

«Талмуд (Санедрин, 99) утверждает, что те, кто говорят: “Какой прок нам от мудрецов? Для себя учат они Писание, для себя учат Мишну”, – называются “искажающими Тору” – отрицающими то, что написано в Торе» (Раши).

Как одно из подтверждений сказанного, Талмуд приводит стих: «И прощу Я всему месту ради них». Праведники в силе защитить всех обитателей города, даже грешников, которым уже вынесен Свыше смертный приговор.

Развивая эту мысль, рав Элияу Лопьян добавляет следующее: представим себе, что было бы, если бы и на самом деле в Сдоме нашлись праведники. Город не был бы перевернут, и жизнь продолжалась бы своим чередом. Несомненно, что никто из спасенных обитателей Сдома не подумал бы о том, что своей жизнью он обязан праведникам. Так же и в наши дни: никто не знает, сколько суровых приговоров было отменено в нашем поколении благодаря праведникам. И более того: когда армия возвращается с победоносной войны, многие уверены в том, что победа – заслуга лишь воинов. И поэтому мы обязаны всегда помнить объяснение стиха «и прощу Я всему месту ради них», говорящее о значимости праведников и мудрецов Торы.

Пример этому приводит Мидраш Эйха, где рассказывается о двухстах тысячах воинов Бар-Кохбы. В течение трех с половиной лет осаждал их Андрианус в Бейтаре, но так и не смог сломить оборону. Все это время в Бейтаре пребывал дядя Бар-Кохбы, рабби Элиэзер а-Модаи. Каждый день он, постясь и облачившись в мешковину, обращался к Всевышнему с молитвой: «Владыка мира! Не приступай сегодня к суду!» Увидев, что захватить город не удается, Андрианус собрался было вернуться домой. Тогда предстал перед ними некий кути (представитель народа, из страха наказания за идолопоклонство принявшего гиюр, но продолжавшего тайно служить идолам) и сказал: «Тебе удастся победить их, если только ты поразишь того, в ком их истинная сила – рабби Элиэзера а-Модаи. Пока он, рабби Элиэзер, в пепле и мешковине молится перед Всевышним, тебе не захватить город».

Затем кути добавил: «Я помогу тебе». Он пошел и застал рабби Элиэзера за молитвой. Подошел к нему и как будто шепнул что-то на ухо. Сразу же донесли Бар-Кохбе: «Твой дядя, рабби Элиэзер, хочет заключить мир с Андрианусом. Мы видели кути, который о чем-то шептался с ним». Послал Бар Кохба позвать к нему кути и спросил его: «Что сказал ты рабби Элиэзеру?» Тот ответил: «Лучше я умру, но не разглашу тайны царя». Когда рабби Элиэзер закончил молитву, позвал его Бар-Кохба и спросил: «Что говорил тебе кути?» Сказал ему рабби Элиэзер: «Я был занят молитвой и ничего не слышал». Исполнился Бар-Кохба гневом на своего дядю, ударил его и убил. Заканчивает Мидраш словами: «И немедля в силу их великих грехов был захвачен город».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51552