Леках Тов — Ваэтханан — Непостижимые законы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

96

«Ибо это – мудрость и разумение ваше в глазах народов, которые услышат все законы эти и скажут: “Лишь народ мудрый и разумеющий, племя великое это…”» (Дварим, 4:6).

Многие задаются вопросом: разве могут народы мира благодаря законам Торы решить, что евреи – народ мудрый и разумеющий? Напротив, глядя на эти законы, непостижимые разумом, они станут насмехаться над нами (как говорит и Раши в начале главы «Хукат»). Рав И. Найман говорит, что действительно, столкнувшись впервые с законами Торы, народы мира пришли в недоумение и обратились к нам с насмешкой: «Что это за законы? В чем их смысл?» Однако по прошествии многих лет они увидели поколение за поколением евреев, воспитанных на Торе и ее законах, увидели их мудрость и возвышенность, и тогда изменили свое мнение.

Возьмем, к примеру, законы ритуальной чистоты, так тщательно соблюдаемые нашим народом, включая законы семейной чистоты. Сколько возвышенности и святости дают евреям эти законы, не имеющие никакого рационального объяснения! То же верно и в отношении запретной пищи – нет никакой понятной нашему разуму причины запрета. И все же, посмотрите, как далеки сыны Израиля от насилия, убийства и прочих дурных качеств.

Видя душевные достоинства и разум евреев, другие народы недоумевают: откуда черпает это племя все свои достояния? Если в силу рациональных правил общества – но ведь и они обладают таковыми. И все люди вынуждены признать, что достоинство Израиля – в непостижимых законах Торы. И мы сами, даже не понимая смысл этих заповедей, чувствуем, что они дают нам возможность подняться к Небесам и прикоснуться к святости. Об этом и скажут народы мира: «Лишь народ мудрый и разумеющий, племя великое это!»

И, кроме того, рав Меир-Симха а-Коэн из Двинска, знаменитый автор книг «Ор Самеах» и «Мешех Хохма», писал, что поколение пустыни, впитавшее слова Торы и прошедшее все испытания сорока лет странствий, непосредственно ощущало, как запретная пища и запретные связи влияют на чистую душу. Для них даже необъяснимые законы Торы стали подобны рациональным заповедям.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51180