Леках тов — Дварим — Ошибки разума

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

241

«Остерегайтесь, чтобы не сделали вы… изваяние, изображающее все… ибо Г-сподь, Б-г твой,  – огонь пожирающий, Б-г ревнивый…» (Дварим, 4:23).

То, что Тора называет Всевышнего «Б-гом ревнивым» именно здесь, в связи с запретом идолопоклонства, очевидно указывает на особую тяжесть этого греха. Рав Эльханан Вассерман, великий ученик Хафец Хаима, говорит, что, казалось бы, человек, совершив этот грех (сделав себе идола или послужив ему), может оправдаться, сказав, что заблуждался.

И более того, почему бы не применить к каждому безбожнику освобождающее от ответственности определение «полагающий запрет разрешенным»? Ведь может ли быть большее заблуждение, чем отрицание (не дай Б-г) существования Того, кто запрещает? Действительно, вера в Б-га является предписывающей заповедью Торы. Но это само по себе непонятно. Как можно обязать человека к тому, чтобы уяснить нечто, и в чем его вина, если он не смог этого уяснить?

Но на самом деле, говорит рав Вассерман, осознание веры в Творца весьма просто для любого человека. Для этого не требуется ни мудрости, ни философии. Даже детям и невеждам очевидно существование Б-га. И, как говорит рабейну Бахья в «Ховот Алевавот», любая книга самим порядком своих глав и мудростью, заключенном в ней, свидетельствует о написавшем ее. Только сумасшедший может утверждать, будто буквы сами возникли из случайно разлитых на бумагу чернил. Подобное приводят и мудрецы Талмуда:

Спросил один отступник рабби Акиву: «Кто создал мир?» Ответил ему: «Всевышний, благословен Он». Тот потребовал: «Докажи мне!» Спросил его рабби Акива: «Кто соткал твою одежду?». Ответил ему: «Ткач». Сказал р. Акива: «Докажи мне!» И, обратившись к ученикам, продолжил: «Как ткань свидетельствует о ткаче, дверь – о плотнике, а дом – о строителе, так весь мир свидетельствует о Всевышнем, благословен Он».

Слова рабби Акивы говорят и о другой важнейшей основе веры – вере в то, что Тора дана с Небес. Совершенно очевидно, что все, что бы ни делал человек, он делает ради определенной цели. Ребенок стремится к игрушкам и развлечениям, чтобы получить удовольствие. Взрослые занимаются делами, чтобы заработать. И даже животные совершают действия только с определенной целью. Тем более, сотворение человека было совершено ради великой и важной цели. Чего же желает Творец от человека, и как может человек исполнить свое предназначение, не зная, в чем воля Творца? Таким образом, мы вынуждены сказать, что Всевышний открыл Свою волю созданиям. Она – в Торе, полученной с Небес.

Выходит, что вера в Б-га и Его Тору столь очевидна, что в этом невозможно ошибиться. И то, что многие все же заблуждаются, объясняется не глубиной понятия, которое следовало бы постичь, а лишь злым умыслом того, кто не желает постигать. Только разум, находящийся в плену животных вожделений, не способен воспринять очевидное.

Ошибки разума проистекают из испорченности душевных качеств. Только сердце, погруженное в скверну, может спутать ясные мысли. Поэтому и возможна заповедь веры, и поэтому за грех идолопоклонства взыскивает «Б-г – ревнитель». Источник заблуждения – дурные душевные качества, ослепляющие глаза и скрывающие от них свет истины.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51200