Недельная глава Мишпатим
О вдовах и сиротах
«Всякую вдову и сироту не притесняйте…» (Шмот, 22:21).
Следует быть осторожным в отношении сирот и вдов, ибо они пали духом и душа их принижена весьма. И даже в отношении вдовы царя и сирот его Тора предостерегает нас: «Всякую вдову и сироту не притесняйте». Как следует вести себя с ними? «Говорить с ними следует лишь мягко и вести себя с почтением. Нельзя причинять им страдания тела трудом, и страдания сердца жесткими речами. Следует человеку щадить имущество их более, чем собственное» (Рамбам, Илхот Деот, 6:8). О раве Йосеф-Хаим Зоненфельде рассказывают историю, относящуюся ко времени его учебы в Пресбургской ешиве (Братислава). Когда все ученики шли из здания ешивы в один из постоялых дворов на субботнюю трапезу, рав Хаим на некоторое время незаметно исчезал, а затем возвращался, смешиваясь с толпой товарищей. Однажды друзья, заинтересовавшись таинственным исчезновением рава Хаима, решили разузнать, в чем дело. В следующую же Субботу двое из учеников тихонько пошли по его следам. К своему немалому удивлению они обнаружили, как рав Хаим, свернув в один из переулков в бедном квартале, спускается по ступенькам, ведущим в подвальный этаж, стучится в дверь живущей там вдовы и сердечно приветствует ее: «Гут Шабес!» А затем поспешно возвращается на субботнюю трапезу. Товарищи не смогли сдержаться: «Хаим! Что тебе до этой бедной вдовы? Она твоя бабушка или тетя?» «Не то и не другое», – ответил рав Хаим, – «Она – почтенная женщина, которая удостоилась того, что все ее сыновья – мудрецы Торы. Как не порадовать ее сердце субботним приветствием?» Так поступал он и дальше все время пребывания в Пресбурге. Рав Ехезкель Абрамский рассказывал однажды о раве Хаиме Соловейчике из Бриска (Брест). В силу своей скромности, он не любил различные титулы и избегал даже того, чтобы подписываться «глава суда Торы общины Бриска», хотя именно этот пост он и занимал. Только однажды воспользовался рав Хаим этим титулом. Это было, когда раву сообщили, что некая вдова, живущая на окраине города, нуждается в помощи и поддержке. Рав Хаим, не медля, отправился к ней. Сопровождавший его был, очевидно, моложе и проворней и рав Хаим попросил его пойти вперед и сообщить вдове: «Рав города по дороге к вам!» – лишь один раз рав из Бриска воспользовался своим почетом – чтобы порадовать сердце вдовы. О самом раве Абрамском рассказывал очевидец, удостоившийся присутствовать у него дома в субботу Хануки в последний год его жизни. Он беседовал с равом, когда вдруг послышался стук в дверь. На пороге стояла соседка – вдова, зашедшая, очевидно, поговорить немного с хозяйкой, развеять печаль одиночества. Несмотря на всю свою слабость, девяностолетний рав немедля поднялся из кресла навстречу гостье и необычайно сердечно приветствовал ее: «Доброй субботы!» И продолжил: «Позвольте спросить вас о чем-то. На этой неделе мне купили новый костюм. Я хотел бы услышать о нем ваше мнение». Рав указал рукой на костюм и замолчал, ожидая ответа гостьи. Насколько ожила духом вдова, видя, как почтенный рав беседует с ней и еще интересуется ее мнением. Один из глав Израиля, старейшин поколения, спрашивает ее мнения! Как сказано: «И сердце вдовы возрадую…» (Йов, 29:13).
Когда не следуют за большинством
«…склоняйся за большинством» (Шмот, 23:2). Хатам Софер говорит, что лишь в вопросе сомнительном, где решение может «склониться» в одну из сторон, Тора велит следовать за большинством. Там же, где нет никаких сомнений, это правило неприменимо. На решение такого вопроса большинство повлиять не может. Рабби Ицхак Бааль Шем из Михелштадта еще в детстве прославился своей мудростью и знаниями. Слух об удивительных способностях мальчика дошел до местного графа – и тот пригласил его во дворец. Дворец, который вмещал множество залов, комнат и коридоров, был пуст – пред визитом мальчика граф велел своим многочисленным слугам и прочим обитателям дворца удалиться, чтобы не у кого было спросить, где же находится кабинет хозяина. Рав Ицхак, которому было тогда лет девять, пришел сам и стал искать графа. Оглядевшись, однако, он скоро обратил внимание, что окна всех комнат открыты, кроме одной. Мальчик поднялся, нашел комнату с занавесками на окнах, постучал в дверь и вошел к графу. В беседе граф рассказал мальчику, между прочим, что всем слугам и домашним он приказал уйти, чтобы они не смеялись над маленьким гостем и не сбивали его с пути. «И все же», – спросил граф, – «Чтобы ты делал, если бы слуги пытались запутать тебя, указывая каждый – в другую сторону?» «Я бы следовал пути, указанному большинством из них», – ответил мальчик. «Ты прав», – продолжил граф, – «Действительно, следовать за большинством – великое правило в жизни. Почему бы, однако, тебе не придерживаться этого правила и в остальном? Ты ведь знаешь, что евреев лишь немного, а христиане составляют большинство. Почему же ты остаешься евреем?» Хотя слова графа вначале больно задели мальчика, он все же вскоре справился с волнением и спокойно и рассудительно ответил: «Господин мой! Сейчас мне совершенно ясно, что место, где мы находимся – это кабинет, где Ваша Светлость принимает гостей. Если бы даже все обитатели дворца вместе утверждали другое, я не послушал бы их. Правило следовать за большинством применимо лишь там, где есть сомнение. Несомненную истину не может опровергнуть никакое большинство. Для меня вера моих отцов – истина, и в этом я не сомневаюсь и не в праве следовать за большинством».
Отдаляйся от лжи
«От слова лжи отдались…» (Шмот, 23:7).
Сказано в книге «Пеле Йоэц»: ««Говорящий ложь не утвердится пред глазами Моими». Лжец – один из тех, кто, как говорят мудрецы наши, не узрит в будущем Лика Шхины. Правдивость – один из признаков еврейского народа, как сказано: «Остаток Израиля не сотворит беззакония и не станет говорить лжи, и не окажется в устах его обмана». Тот же, кто лжет, – не просто нарушает запрет Торы (тем более, что Тора предписывает не только избегать лжи, но и отдалиться от нее). Лжец – позор среди людей, презираемый всеми. Ведь даже среди народов мира есть немало сторонящихся лжи и, в силу здравого смысла, полагающих ложь – качеством отвратительным. И как известно, наказание лжеца в том, что, даже когда он говорит правду, его не слушают, ведь он уже снискал себе репутацию обманщика. Сказано также: «Муж правдивый – богат благословениями». Он не солжет, даже если правда заставит его самого стыдиться. Качество правдивости приводит человека к добру и заставляет избегать зла. Рассказывают об одном еврее, совершавшем множество грехов и затем пришедшем к мудрецу, чтобы тот помог ему исправиться. Мудрец велел ему отныне отдалиться ото лжи. Благодаря этому еврей пришел к праведной жизни. Выходит, что правда – основа праведности, а ложь – зло для Небес и зло для людей, зло в этом мире и в мире Грядущем». Написано в святой книге «Две скрижали завета»: «Здесь, в святом городе Иерусалиме, да будет он отстроен в скорости, я знал одного человека благочестивого, который даже за все сокровища мира не согласился бы произнести то, в истинности чего есть сомнение. Он рассказал мне, что приобрел это драгоценное качество благодаря воспитанию, данному отцом. Когда в детстве он ссорился с братом, как это свойственно детям, и приходил жаловаться отцу, тот говорил обоим: «Сыновья мои! Тому из вас, кто скажет правду и сознается в своей вине, я прощу, чтобы только далее он не поступал дурно. Тот же, кто обманет, отрицая свою вину, будет наказан вдвойне». Так он и делал. Тому, кто признался, – прощал и дарил еще несколько монет. Этот отец покупал истину за монеты, следуя совету «истину приобрети!» И поступал так до тех пор, пока правдивость не стала чертой, навсегда присущей его сыну. Так подобает всякому отцу воспитывать в своих детях любовь к истине и стремление изо всех сил избегать лжи».
Из книги «Леках Тов», составитель – р. Я. Байфус. перевод – р. М. Гафт.