Недельная глава Ваехи
Благословляя Иссахара, Яаков начал так (Берешит 49:14): «Иссахар – осел костистый, лежащий меж граней».
Почему Иссахар сравнивается именно с ослом, объяснил рав Цви Маркович в свете различия между тем, как отдыхает осел, и тем, как ведет себя лошадь во время отдыха. Когда лошадь возвращается после тяжелого рабочего дня, и хозяева хотят дать ей отдых, они должны снять с нее ярмо, чтобы она побегала в свое удовольствие. Ослу же достаточно выделить тихий уголок, где он будет лежать и отдыхать рядом со всем своим грузом и ношей.
Колено Иссахара известно, как колено изучающих Тору. Одна из вещей, в которых проявляется настоящий бен Тора (человек, посвятивший себя изучению Торы) – это его отдых. Если в час или в период, отведенный ему для отдыха, он все еще стоит с бременем Торы и страхом перед Небесами, это показывает, что он – настоящий бен Тора. Но тот, кто, подобно лошади, не может отдохнуть, не сняв с себя это бремя – не может называться настоящим бен Тора. Чтобы намекнуть на связь между тем, как отдыхает осел, и тем, как ведет себя бен Тора, который никогда не отказывается от бремени Торы и страха перед Небесами, сказано: «Иссахар – осел костистый, лежащий меж граней».
Когда говорят об обязанности бен Тора всегда нести на себе бремя Торы и трепетать перед Небесами, имеют в виду не только обязанность установления постоянного времени для изучения Торы, молитвы и т. д. Каждый шаг его жизни должен соответствовать путям Торы. Куда бы он ни шел, с кем бы ни вел дела, что бы ни делал для поддержания своего тела, и тем более – занимаясь служением Б-гу, он должен действовать в соответствии с тем, что требуется от бен Тора. Не может быть ни одной секунды в его жизни, в которую он может сказать, что сейчас он освобождается от бремени Торы и на некоторое время прекращает быть бен Тора. Настоящий бен Тора воспринимает себя как нечто, принадлежащее Торе, подобно тому, как сын принадлежит отцу. И так же, как сын всегда остается сыном, без возможности отказаться от этого статуса – даже на мгновение – так же и связь настоящего бен Тора и Торы должна быть постоянной.
Рассказывают о греческом мудреце Аристотеле, что однажды он был «пойман с поличным», занимаясь тем, что совсем не соответствовало его личности. Когда его спросили: «Аристотель! Как может быть, что ты ведешь себя так?» Он ответил: «Оставьте меня, сейчас я не Аристотель». О таком сказано в трактате Санедрин: «Мудрость народов – верь; Тора народов – не верь». О мудрости можно сказать, что мудрость отдельно, а действия – отдельно. Но Тора, название которой происходит от слова ораа (указание), поскольку ее суть – указывать человеку, как себя вести, не допускает такого разделения. Действия, направленные на обеспечение физического существования человека, как например, прием пищи, сон, заработок и т. д., тоже строго регулируются Торой. Это включает в себя указания по поводу того, каким образом следует выполнять эти действия, с какими мыслями, в какой мере и т. д. Всему этому учит Тора. И поэтому, когда бремя Торы сопровождает человека в каждый момент его жизни, это показывает, что он – настоящий бен Тора.
Рассказывают об одном еврее, который пошел на ярмарку, чтобы заняться там торговлей и принести заработанное домой. Пока этот еврей находился на ярмарке, он был полностью погружен в вопросы торговли, постоянно бегая, чтобы побольше продать и заработать побольше денег. В один из дней ярмарки, бегая за очередным торговцем, он услышал стук в ближайшее к нему окно дома. Каково же было его удивление, когда, посмотрев в ту сторону, откуда донесся стук, он увидел своего рава, который звал его.
Со страхом и с любовью еврей зашел к раву. Как только он зашел, рав начал отчитывать и наставлять его: «Разве подобает еврею, соблюдающему Тору и заповеди, бежать за торговлей, подобно простым людям? Разве ты не знаешь, ради чего был создан человек? Ради того, чтобы стяжать деньги и имущество, или ради изучения Торы и исполнения заповедей?» Слушая упрек рава, еврей достал из кармана деньги, смял купюры, бросил их на землю и плюнул на них, чтобы доказать своему раву, что он принял его упрек. Увидев это, рав снова стал ругать его: «Что ты делаешь? Быстро собери свои деньги и положи их обратно в карман!» Услышав это, бедный еврей совсем запутался. Теперь он не знал, что ему делать – продолжать торговать или нет. Ведь что бы он ни сделал, его рав не будет им доволен. Так что же ему делать? Заметив его замешательство, рав сказал ему: «Я вижу, что ты все еще не понял того, что я хотел тебе сказать. Давай я расскажу тебе историю, которая поможет тебе понять, что я имею в виду».
Вот история, которую рассказал ему рав: «В одной далекой деревне фермеры каждый вечер собирались в местной таверне. Выпивая, они беседовали о том о сем. Однажды один из фермеров повернулся к товарищу и сказал ему: “Ты выглядишь не так, как обычно. Что случилось?” Тот ушел от ответа и не сказал, о чем думает. Его товарищ не отставал, и в итоге этот фермер сказал: “Вот уже несколько ночей мне снится сон, который беспокоит меня. Но мне стыдно рассказывать тебе детали”. А его товарищ ответил: «Мне тоже в последнее время снится странный сон. Давай я расскажу тебе свой сон, а ты мне свой». Они рассказали друг другу свои сны, и оказалось, что им обоим снится один и тот же сон: что урожай будущего года принесет страшное несчастье. Каждый, кто будет есть от этого урожая, сойдет с ума. Обеспокоенный фермер сказал своему собеседнику: “Теперь ты можешь понять, почему я так переживаю. Я не знаю, что мне делать в следующем году. Есть от этого урожая? Но я не хочу становиться сумасшедшим. Если же я буду есть только от старого урожая, то весь мир сойдет с ума, а я буду исключением. Это тоже нежелательно”.
Решили эти двое пойти к местному старцу и спросить его совета, чтобы он научил их, как поступить в следующем году. Услышав их историю, старец улыбнулся и сказал: “Мне тоже приснился такой сон. Не знаю, доживу ли я до следующего года, но в любом случае, у меня есть для вас совет. Когда начнется следующий год – пусть каждый из вас сделает узел на конце веревки, которой вы опоясываетесь. Затем – идите и сейте, потом соберите урожай и ешьте от него, как все. Вы будете сумасшедшими, как и все, но будет одно отличие. Они сойдут с ума и не будут знать, что они сумасшедшие, а вы сойдете с ума, но будете знать, что вы сумасшедшие”».
«Так же и ты, – закончил рав. – Конечно же, ты должен зарабатывать для своей семьи. Для этого ты должен идти на ярмарку и стараться преуспеть в своих делах. Но когда я увидел, что ты полностью погружен в свою торговлю – я позвал тебя, чтобы напомнить тебе важную вещь. Народы мира воспринимают потребности тела как главное и как цель. Мы же, народ Торы, видим в этом лишь средство. “Если нет муки – нет Торы” (Авот, 3:17) – поэтому нам заповедано заботиться и о материальных вопросах. Однако мы обязаны постоянно помнить, что эти занятия являются “сумасшествием”. [Как написал Рамбам в своем предисловии к разделу Зраим: “И насколько хорошо сказал кто-то: если бы не сумасшедшие, этот мир остался бы разрушенным…”.] Этим мы будем отличаться от остальных народов: они “сумасшедшие” и не знают об этом, а мы – “сумасшедшие”, но знаем, что это “сумасшествие”. И поэтому любое занятие материальным – не главное, а лишь средство, к которому необходимо прибегнуть, чтобы достичь истинной цели нашей жизни».
Эта история может служить примером для всех наших действий на протяжении жизни. Если мы будем «держать узел в руке» и постоянно напоминать себе о том, что мы – бней Тора, то нам будет гораздо легче вести свои дела в соответствии с путями Торы. Не только наши материальные занятия требуют постоянного напоминания о том, что мы – бней Тора. Но и занимаясь служением Б-гу, мы должны помнить об обязанности выполнять возложенное на нас в совершенстве. Стремление к изучению Торы и внимательный анализ прочитанного, сосредоточенность при молитве, пунктуальность в исполнении заповедей и работа над собой – занимаясь всем этим, следует постоянно помнить сказанное в Торе (Дварим 10:12): «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Г-спода, Б-га твоего, ходить всеми путями Его и любить Его, и служить Г-споду, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей».
По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб