Недельная глава Ки Теце
В недельной главе Ки Теце приводится много актуальных заповедей, связанных с конкретными действиями. В этой статье мы обсудим одну из таких заповедей, которую зачастую нарушают, не замечая того.
Говорит Тора (Дварим 24:14-15): «Не обирай наемника, бедного и нищего из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в стране твоей, во вратах твоих. В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил о тебе к Г-споду, и не было на тебе греха».
Первый стих говорит о человеке, который попросил у работника что-то сделать, при этом вообще не собираясь ему платить. Такие ситуации достаточно редки, поэтому сейчас мы не будем это обсуждать.
Второй стих говорит о человеке, который собирался заплатить, однако не сделал этого вовремя, то есть в установленный Торой срок. Здесь человек нарушает и запрет, и повелительную заповедь из Торы.
Приведем один из самых распространенных примеров. Человек пошел стричься за полчаса до захода солнца (забыв о том, что если время молитвы Минха уже наступило, запрещено идти в парикмахерскую до молитвы). Стрижка закончилась за десять минут до захода солнца. Затем он бежит на молитву Минха и говорит парикмахеру, что заплатит после вечерней молитвы. Такой человек нарушает как повелительную заповедь из Торы, так и запрет. Если же парикмахер прощает ему, то он не нарушает запрета, однако возможность исполнить повелительную заповедь он потерял. На самом деле, лучше бы он заплатил сразу, даже если из-за этого и потерял бы возможность помолиться молитву Минха.
Кратко опишем небольшую часть актуальных для нашей темы законов (каждому Б‑гобоязненному человеку следует учить все эти законы по книге «Аават Хесед» нашего учителя Хафец Хаима):
1. Если работник закончил дело незадолго до захода солнца, время оплаты его труда, установленное Торой – до захода солнца. Если же он закончил перед рассветом, то до рассвета.
2. Если работникам предприятия определили время зарплаты (например, первое число месяца), то хозяин предприятия обязан рассчитаться точно в срок. В случае, если в день, когда должна быть выдана зарплата, он этого не сделал до захода солнца, хозяин несколько раз – по числу работников, которым он не заплатил в срок – нарушает как повелительную заповедь из Торы, так и запрет. Если же они прощают ему, то он не нарушает запрет, но теряет возможность исполнить повелительную заповедь.
3. Стипендия студентов колелей не считается заработной платой наемного работника, поэтому ее задержка не является нарушением этого запрета. Но есть законоучители, оспаривающее это положение [зависит от типа колеля; к сожалению, мы не имеем возможности подробнее рассмотреть здесь этот вопрос].
4. Следует быть очень осторожными с маленькими детьми, которым говорят: «Сходите, купите мне продуктов, а я дам вам конфету», а потом не дают. Помните, что даже если маленькие дети прощают, их прощение не имеет силы! Ребенок, по сути дела, нанялся на работу, и конфета – оплата его труда.
5. Обязанность платить вовремя лежит лишь на том, у кого есть деньги. Однако и тому, у кого денег нет, лучше всего одолжить, чтобы выполнить заповедь.
Мастеру, который что-то отремонтировал, следует заплатить в момент получения готовой вещи. Иначе задержка оплаты его труда станет нарушением запрета и повелительной заповеди из Торы.
Сегодня мало мастеров, которые с нуля делали бы какую-то вещь своими руками. Зато статус мастеров получили разные организации и профессии, например: графический дизайнер, лаборатория по выявлению и устранению шаатнеза, окулист, переплетчик, портной, прачка, стекольщик, сапожник, швея и т. д.
А наемными работниками, с точки зрения обязанности вовремя платить им, можно считать: архитектора, врача, исполнителя различных поручений, змеелова, массажиста, нянечку, посредника, резника, репетитора, сантехника, сторожа, таксиста, уборщика, фотографа, читающего Тору (бааль корэ), электрика, и т.д.
Да удостоимся мы выполнять все заповеди с радостью!
Подготовил рав Э. Швальб