Недельная глава Берешит — Особая сила хорошего начала

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2185

В это время многие испытывают ощущение подъема, начала пути, какой-то свежести. После того, как мы удостоились очищения в Йом Кипур, насладились праздником Суккот и вкусили радость праздника Шмини Ацерет (Симхат Тора), мы начинаем изучать Тору с самого начала – с главы Берешит («В начале»). Все это позволяет нам аккумулировать новые душевные силы и начать на то, что, раньше нам, возможно, не удавалось.

Человек размышляет: возможно, этот год станет тем самым годом, когда я начну учить комментарий Раши на недельную главу. Или, если уже есть определенный опыт, и появилось желание изучать Агаду, человек может решить, что пора учить комментарий Рамбана, либо Сфорно, либо «Мидраш Раба», либо «Танхума». А в случае, если его интересуют комментарии, связанные с алахой – он может начать изучать мидраш «Мехильта» на книгу Шмот, «Торат Коаним» на книгу Ваикра, «Сифра» на Бемидбар и «Сифри» на Дварим. Изучая комментарии на недельные главы, содержащиеся в этих книгах, следует каждый год отмечать, до какого места вы дошли, чтобы за несколько лет проучить их целиком. То же касается и комментария Раши: если человек не успевает изучить за неделю комментарий Раши на недельную главу, он может воспользоваться традиционным разделением главы на семь частей, и каждый год изучать одну ее часть (безусловно, можно и больше).

От своего учителя рава Гедальи Айзмана я узнал, что, в зависимости от того, хорошим или неудачным было начало, формируется влияние на все будущее. В начале каждого учебного семестра он приводил десятки источников в доказательство этого утверждения. Ниже я тоже приведу некоторые из них.

Человек может подумать: возможно, в этом году я постараюсь посвятить субботние дни изучению Торы, служению Б-гу и молитвам, а также духовному подъему, а не только поеданию чолнта и семечек (и непринужденным беседам). И, возможно, Шаббат, в который мы читаем главу Берешит, станет первой субботой, когда у меня это получится, и хорошее начало повлияет на все Шаббаты этого года.

Мой учитель приводил следующий пример. Сказано в книге Диврей а-Ямим (I, 4:10): «И воззвал Ябец к Б-гу Израиля, сказав: если бы Ты благословил меня и увеличил границу мою, и была бы рука Твоя со мной, и охранял бы Ты (меня) от зла, чтобы не горевал я! И дал ему Б-г то, что он просил». В трактате Тмура (16а) сказано, что для того, чтобы избавиться от печали, Ябец молился с настоящим самопожертвованием: «…“чтобы не горевал я” – чтобы дурное начало не препятствовало мне изучать Тору. Если сделаешь так – хорошо, если же нет – я умру. Сразу после этого “и дал ему Б-г то, что он просил”».

Мой учитель пояснил, почему Ябец должен был обратиться к Творцу со столь сильной молитвой. Поскольку рожден он был в печали, как разъясняется стихом выше (там же, стих 10): «И был Ябец самым уважаемым среди братьев своих, а мать его дала ему имя Ябец, сказав: я родила в горести». И так как начата была его жизнь в печали, без готовности к самопожертвованию, печаль сопровождала бы его всю его жизнь!

Я вспомнил и другой пример. В трактате Шаббат (118б) написано так: «Говорил рав Йеуда: сказал Рав: если бы евреи соблюли первый Шаббат, то ни один народ и никакое племя не имело бы над ними власти, как сказано (Шмот 16:27): “И вот, в день седьмой вышли из народа собирать…”, а затем сказано (там же, 17:8): “И пришел Амалек…”»

Возникает вопрос: ведь далее в той же главе евреи соблюдали Шаббат, как сказано (там же, 16:30): «И покоился народ в седьмой день». Почему же у народов мира сохранилась возможность вредить нам? Ответ заключается в том, что это не был их первый Шаббат!

Понять это тяжело, однако, по словам Рава, если бы евреи смогли провести первый Шаббат как нужно, это бы предотвратило и разрушения Первого и Второго Храмов, и уничтожение города Бейтар, не было бы рек крови, гибели и страданий евреев, всех мучений, растянувшихся на тысячи лет!

Данный принцип разъясняется в нашей недельной главе. Г-сподь сказал змею: «Оно (потомство Хавы) будет поражать тебя в голову (рош)…» Рав Хаим Виталь объясняет в своей книге «Эц а-Даат Тов», что поскольку змей является символом дурного начала, единственный способ для человека устранить его – сделать это в самом начале (бе-рош)! Другими словами, избавляться от дурного побуждения следует, как только оно начинает нас соблазнять – иначе, если мы начнем слушать, что оно нам нашептывает, все пропало!

Подготовил р. Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=19255