Недельная глава Ноах — Ноах как противоположность гневу

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2789

В конце предыдущей главы написано (Берешит, 6:8): «Ноах же понравился Г-споду» (на святом языке – маца хен бе-эйней Ашем – нашел приязнь в глазах Г-спода – прим. перев.). Возникает вопрос: почему? Мудрецы отвечают, что Ноах понравился Ему потому, что был приятен (ноах) окружающим.

В книгах также написано, что слова Ноах и приязнь (хен) состоят из тех же самых букв (нун и хет) – отличается лишь их порядок!

В начале нашей недельной главы написано: «Вот родословная Ноаха: Ноах был человек праведный, цельный в поколениях своих: пред Б-гом ходил Ноах». Раши спрашивает: почему, несмотря на то, что в этом стихе не перечисляются его дети, написано «родословная Ноаха»? И отвечает, что главная родословная праведников – добрые дела.

Основываясь на объяснении, можно предложить следующее толкование: «вот родословная Ноаха». Что же является главным среди добрых дел Ноаха? Ответ: ноах (то есть то, что он был приятен для окружающих)!

Почему первый стих нашей недельной главы трижды упоминает имя Ноаха? Автор «Сефер Харедим» ответил, что Ноах был, с одной стороны, приятен своей речью, с другой – своим поведением и поступками!

Известно толкование мудрецов (и так же объясняет Раши), что Ноах строил ковчег много лет. Грешники спрашивали: «Что ты делаешь?» А он отвечал: «В будущем Святой, благословен Он, наведет потоп, если люди не раскаются в своих грехах и не вернутся к Нему».

На основании сказанного выше кажется верным сказать, что форма наставлений Ноаха тоже была приятной. Он не приходил к грешникам, крича на них… Он сначала пробуждал в них интерес, а лишь затем рассказывал им, в чем дело. Более подобающего способа, чтобы наставление было воспринято, не найти!

Когда мы гневаемся на кого-то, мы зачастую хотим упрекнуть его (тем самым выполнив заповедь Торы). Будучи студентом ешивы, я узнал от моего учителя рава Гедальи Айзмана, что рав Хаим из Воложина говорил, что гневливые люди освобождены от обязанности исполнения заповеди упрекать ближнего! Ведь, гневаясь на другого, мы тем самым лишь усиливаем его стремление противиться нашим словам… (А один из хасидских мудрецов сказал, что тот, кто гневается и упрекает, не только не приносит другому пользу, но и умножает в нем скверну!)

Только обладающий качеством Ноаха может упрекать! Упрек должен исходить только из любви!

Обратите внимание! Сколько дней прибывали воды потопа? 150 дней, что соответствует гематрии слова כעס (каас, гнев; буква כ – каф – имеет числовое значение 20, буква ע – аин – числовое значение 70, ס – самех – 60). А как воздержаться от гнева? Ноах, נח (спокойный, приятный; числовое значение – 58: נ – нун – 50, ח – хет – 8) и севель, סבל (терпение, то есть терпеть жесткость другого; числовое значение – 92: ס – самех – 60, ב – бет – 2, ל – ламед – 30). В сумме эти две гематрии также равны 150!

Как работать над гневом? Прямым путем – это тяжело! Лучше делать это косвенным образом. Например, кто-то уже в который раз занял то место, где вы постоянно молитесь. Подумайте о необходимости совершать добрые поступки!

В главе Ваякель написано (Шмот, 35:3): «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». В своей книге «Томер Двора» рав Моше Кордоверо объясняет, что данный стих намекает на то, что не следует разжигать огонь гнева в субботу (даже если человек действует во имя Небес или стремиться воспитать ребенка!).

В заключение приведем гениальный ответ рабейну Хида на вопрос Раши о том, почему сначала написано, что Ноах был «праведный, цельный», а далее – только «праведный»? Отвечает Хида, что праведник – это тот, кто воздерживается от запретных половых связей (подобно праведнику Йосефу, выстоявшему в этом испытании), а цельный – это человек, цельный в своей вере. Поэтому, когда в первом стихе нашей главы говорится обо всей родословной Ноаха, написано как «праведный», что намекает на то, что Ноах выстоял в испытании поколения Потопа, грешившего запретными половыми связями, так и «непорочный», что говорит о том, что он выстоял в испытании поколения Раздора (Вавилонской Башни), отрицавшем основы веры. Однако далее, когда говорится о современном описываемым событиям поколении – поколении Потопа, уместно упоминать лишь о том, что Ноах был праведным.

С пожеланиями приятного субботнего отдыха и да удостоимся мы отдалиться от гнева.

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=20113