Недельная глава Матот
Один еврей как-то встретил рава Йеуду Цадку (главу ешивы «Порат Йосеф»), и попросил у него благословения на успех и удачу в жизни. Рав стал расспрашивать его о его семье, и выяснилось, что дети этого человека учатся в «общей» (светской) школе. Рав улыбнулся своей тонкой и деликатной улыбкой и сказал: «Знаешь, дорогой, ты ошибаешься. Это наше образование можно назвать “общим”. Ведь оно включает в себя все наследие прежних поколений, Тору и молитву, уважение к родителям и воспитывает хорошие, подобающие качества характера. Оно включает в себя Пятикнижие и Мишну, законы и истории. А светское образование – это как раз “частное” образование, которое оторвало себя от своего богатого наследия и повернулось к ложным ценностям». И рав стал с любовью упрекать его: как человек может так бросить своих детей в эту яму?
Тот стал оправдываться, мол, там они получают широкий кругозор, развиваются, изучают многие науки…
Рав сказал ему: «Скажи мне, пожалуйста, если бы тебе предложили школу с прекрасным образованием, но одним маленьким недостатком: там учат проклинать твоего отца. Ты послал бы их туда?»
Тот аж отпрянул: «Не дай Б-г! Ни за что!»
Спросил рав: «А если там учат пренебрегать нашим Небесным Отцом, нашим милосердным Отцом?»
Смущенный отец не нашелся, что ответить. Наконец пробормотал, что религиозная школа помещается в старом здании, летом там очень жарко, а зимой — холодно. А в той школе – прекрасные условия. Новые роскошные здания со всеми удобствами.
Рав снова улыбнулся и сказал: «Ну, этот довод опровергнут уже три тысячи триста лет назад! Колено Гада и колено Реувена просили: “построим здесь ограды нашему скоту и города для наших детей”. А Моше рабейну исправил их, изменив порядок: “Постройте вам города для ваших детей и ограды для вашего скота”. Они поставили ударение на скоте. На материальном благополучии. А дети, воспитание, были на втором месте. Моше рабейну сказал им, что, прежде всего, нужно подумать о воспитании и его сути — о детях и молодежи!»
В итоге тот человек послушался рава Цадку, и сегодня его дети очень радуют его: все создали замечательные семьи в духе традиции наших предков, преданные Торе и еврейству!
Решение Моше рабейну
Сколько молитв вознес Моше рабейну, чтобы удостоиться войти в Землю Израиля! 615 невероятных по силе молитв! Наши мудрецы удивляются: «Разве ему хотелось поесть ее плодов?» Для чего он так старался? И объясняют: Моше рабейну знал, насколько эта земля свята, возвышенна и чудесна. Он знал, что каждую заповедь, которую выполняют здесь, в Земле Израиля, как бы выполняют во дворце Царя, ее важность, и награда за нее – увеличиваются во много раз (Рамбан, Берешит, 26:5). [И наоборот – грех, который совершают здесь, как бы совершают перед Царем, и тяжесть его гораздо сильнее – см. Рамбан, Ваикра, 18:25]. Кроме того, каждый еврей, который живет в Земле Израиля, каждое мгновение выполняет повелительную заповедь. Это подобно тому, когда человек сидит в сукке. А если так, то «тот, кто живет в Земле Израиля, должен всегда радоваться тому, что он постоянно выполняет эту заповедь, из-за любви к ней» («Сефер Харедим», гл. 49).
И вдруг – колена Гада и Реувена приходят к Моше, и по собственному желанию отказываются от своего удела в Святой Земле. Почему? Потому, что у них есть… коровы и овцы! Отказываются от духовности – ради… травы!
Что Моше рабейну почувствовал в тот момент? Он, который так страстно желает войти в Землю Израиля – и они, которые готовы отказаться от нее…
Что он им ответил? Ничего. Согласился с их просьбой (при условии, что они помогут завоевать Землю).
Почему? Почему он не возмутился, почему не стал укорять их, объяснять, насколько важна Земля Израиля? Объясняет рав Овадья Сфорно: «Чтобы не начинать раздор!»
Разве не стоило бы даже немного поспорить, чтобы даровать им духовность на все поколения? Нет. Однозначно – нет. Моше рабейну знал и понимал: то, что небольшой спор может испортить – духовность многих поколений впоследствии не сможет исцелить и исправить!
Насколько же нам нужно быть осторожными, и избегать малейшего огонька ссор и раздоров…
Перевод: г-жа Лея Шухман