Недельная глава Ваэра
«И народ, который поработит их, буду Я судить».
Так сообщил Всевышний Аврааму, когда рассказывал ему о египетском изгнании. И действительно казни появлялись по порядку, одна за другой.
Первая из них – казнь кровью. Почему Всевышний начинает именно с нее, чему она нас учит?
Рав Моше Файнштейн, благословенна память праведника, находит в этом потрясающий урок. Египтяне поработили сынов Израиля, они убивали младенцев, чтобы купаться в их крови, топили детей в Ниле, замуровывали их в стену, – деяния немыслимой жестокости, невероятное зло! С другой стороны, наверняка и у них были какие-то социальные законы, судебная система, упорядочивающая жизнь граждан и заботящаяся о них.
Она подобна живой воде, освещающей и утоляющей жажду.
Приходит первая, основная, казнь и срывает маски: их вода – это тоже кровь!
Зло и испорченность проникли во все слои жизни! Если на улице есть насилие, оно проникает и в дома. Если в учреждениях пользуются рабочими канцтоварами для личных нужд, то в итоге грабят и банки. Нет морали наполовину!
Иллюстрирует это следующая история: один человек попытался позвонить с телефона-автомата, и телефон «съел» жетон. Получается, телефонная компания должна ему деньги за один разговор. Через какое-то время этот человек обнаружил в одном месте испорченный телефон-автомат, с которого можно было звонить бесплатно. Конечно же, это запрещено, это воровство. Но у него возник вопрос: можно ли ему позвонить с этого телефона один раз, чтобы «вернуть» себе утраченный жетон? Этот вопрос он задал Стайплеру, раву Яакову Каневскому.
Рав открыл ему Гемару, трактат Брахот, где сказано: если карманник украл у вас деньги, не кради у него, чтобы вернуть свое имущество. Если ты ощутишь удовлетворение от воровства, то испортишь свою душу! Задержи его, подай на него в суд, но не кради у него! Так и здесь: это не запрещено, но это портит душу! Поэтому, следует воздержаться от этого поступка.
Какой урок это для нас!
Перевод: г-жа Лея Шухман