Аазину — Кто мудр?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

264

Недельная глава Аазину

«Г-споду ли вы воздаете так, подлый и неумный народ?» (Дварим, 32:6).

Раши объясняет: неумный – поскольку не предвидит последствия. Ведь сказано: «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия». И одно зависит от другого – тот, кто видит, каковы будут последствия его поступков, не будет подлецом.

В этом и есть точка различия между праведником и злодеем. Ведь сказано в трактате Сукка (52а), что в будущем Всевышний приводит йецер а-ра (дурное начало) и «зарезает» его в присутствии праведников и злодеев. Праведникам оно видится, как высокая крутая гора, а злодеям – как тонкий волосок.

Это непонятно. Они все стоят там вместе – и праведники, и злодеи – и смотрят на того же самого йецер а-ра. Как же эти видят его так, а те – эдак? И кто из них прав, злодеи или праведники? Что оно представляет собой на самом деле?

Объяснил Саба из Новардока: «Очень просто. Это гора. Гора волос». Какое потрясающе точное определение!

Прямо так и сказано в трактате Сукка (52а): «Йецер а-ра вначале подобен паутинке, а в конце (после того, что человек тянется за ним, и оно все больше укрепляется) – вожжам телеги, как сказано (Йешаяу, 5:18): “Горе вам, тянущие за канаты тщеты, и как постромками телеги – вину!”»

Начало его – тонкая соломинка, а конец – как постромки, которые в состоянии тянуть полную телегу. А из чего они сделаны? Из множества переплетенных соломинок!

Если человек совершил один грех, даже самый страшный – он поспешит и раскается. Но если он согрешил один раз, а потом второй – это уже становится для него разрешенным делом (Кидушин, 20а), и тогда человек не станет делать тшуву. Ведь кто будет раскаиваться за разрешенный поступок?

А если он согрешил в третий раз? В Новардоке говорили: теперь он уже чувствует, что это для него заповедь!

Поэтому-то «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия!» Понимает, что «таков путь дурного начала. Сегодня говорит человеку: “сделай так-то”, назавтра – “поступи так-то”, пока не говорит ему: “Ну, теперь уже иди и служи идолам”, и он идет и служит» (Шаббат, 105б).

Это и есть, говорит Саба из Новардока, «поднял над ними гору, как корыто» при даровании Торы. Всевышний просто показал им самым наглядным образом, что следует выполнять все заповеди и избегать всех грехов, ведь если они соблазнятся даже на толщину волоса – пойдут по скользкой дорожке, и представить себе невозможно, куда скатятся!

Как глубоки слова наших мудрецов: «Сказал им (Всевышний): Если вы примете Тору – хорошо, а если нет – там будет ваша могила!» (Шаббат, там же). Что-то тут непонятно: нужно было бы сказать «здесь будет ваша могила», верно? Но дело в том, что сейчас это только тонкий волосок, сегодня он говорит тебе: отойди только на расстояние волоска. Но завтра скажет – отойди еще, сделай так и так, пока не превратится в огромную гору. И вот там-то и будет ваша могила!

Давайте вспомним историю (Сота, 13а), которая произошла на похоронах нашего праотца Яакова. Когда сыновья пришли его хоронить в пещеру Махпела, встретили там Эсава, который не дал им войти. Он сказал: «Кирьят Арба – это Хеврон» (Берешит, 35:27), что означало: в пещере Махпела есть место для четырех (арба) пар. Уже похоронены Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Осталось два места. Яаков похоронил в пещере Лею, значит, последнее место – его (Эсава). Ему ответили: «Ты его продал». Сказал Эйсав: «Я продал свое первородство, но мне принадлежит место, как брату Яакова». Сказали братья: «Ты продал свой участок в пещере Махпела, как сказано: “Похорони меня в усыпальнице, которую я приобрел для себя в земле Ханаан” (Берешит, 50:5)». (Яаков взял все золото и серебро, которое привез с собой из дома Лавана, и сказал Эсаву: «Возьми себе все это взамен на твое место в пещере Махпела» – Раши). Эсав потребовал: «Покажите-ка мне договор о продаже!» А договор остался в Египте. Кто пойдет в Египет принести его? Нафтали, который умел бегать быстро, как олень.

Нафтали ушел, и все остались ждать. Среди провожавших Яакова был Хушим, сын Дана, который очень плохо слышал. Он увидел, что похороны затягиваются, и спросил, в чем задержка. Ему объяснили, что Эсав не дает похоронить Яакова, пока ему не покажут договор о продаже его участка в пещере. И что Нафтали побежал принести его. «Что? – возмутился Хушим, — А пока Нафтали не вернется, отец моего отца будет лежать тут в позоре?» Взял дубинку и, недолго думая, разбил голову Эсаву. Теперь можно было похоронить Яакова. Так исполнилось пророчество Ривки: «Зачем мне лишаться вас обоих в один день?» (Берешит, 27)

Спрашивает рав Хаим Шмулевич: «Сказано в Мишлей: “На месте великих не стой”. Там, во время похорон, присутствовали все колена Израиля, отец Хушима и его дяди. Все стоят и терпеливо ждут. Почему только он вдруг спросил: “Пока Нафтали не вернется, мой дед будет лежать тут в позоре?”

Ведь это злодейство в чистом виде: Эсав прекрасно знал, что он получил за этот участок множество золота и серебра, согласился на продажу и даже подписался на договоре! Какой наглостью с его стороны было задерживать похороны!

Почему же все молчали, и только Хушим запротестовал?

Ответ: потому, что был глухой!

Если бы Эсав пришел и закрыл собою вход в пещеру – его тут же смели бы с места. Но он только высказал возражение, и ему ответили. Он опроверг ответ, а они опровергли его ответ: ты, мол, продал свое место за полную цену! Он потребовал, чтобы предъявили документ. А где он? А, в Египте. Что ж, подождем, пока принесут. Послали Нафтали…

Что тут происходило? Велись переговоры, пока не отправили Нафтали в Египет. А праотец Яаков тем временем лежит и ждет…

Хушим был глухим. Он не слышал весь этот спор. Он увидел только результат: дед лежит в позоре!»

Об этом сказал царь Шломо (Мишлей, 1:10): «Сын мой, если грешники будут соблазнять тебя, не поддавайся!» Комментирует святой Алших: не соглашайся даже разговаривать с ними! А также святой «Ор а-Хаим» (Ваикра, 18:2) говорит: не входи со своими соблазнами в переговоры! Ведь все начинается с волосинки, а потом – волос за волосом, и не знаешь, где себя обнаружишь в итоге!

В этом и заключается суть Дней Трепета. Ведь что с нами произошло за последний год? Мы вышли после прошлого Йом-Кипура чистыми, как первый снег, и голос Свыше провозгласил: «Иди с радостью ешь свой хлеб и со спокойным сердцем пей свое вино, ведь Всевышний уже желает твоих деяний!» (Коэлет, 9:7), а потом мы сидели в Сукке – облаке верности Творцу, и радовались в Симхат Тора…

Так как же мы опустились до места, где мы сейчас? Как оказались похороненными под горой? Очень просто: от волоска к волоску…

Так давайте поступим, как Хушим, сын Дана. Отдалимся от цепочки оправданий и объяснений, и объективно посмотрим на свое положение: это ведь мы сами лежим там в позоре! Давайте возьмем дубинку и разобьём вдребезги своего «Эсава»!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88088