Недельная глава Балак
Когда Билам пожелал проклясть народ Израиля, «и увидел все колена Израиля, расположившиеся по отдельности», он сказал: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль» (Бемидбар, 24:2-5), поскольку (см. комментарий Раши) увидел, что входы в шатры расположены друг не напротив друга. Интересно, что бы он сказал о современных городах – окно против окна, салон против салона… Для исправления этого существуют жалюзи, а «устрожающие» добавляют еще и занавески. Зачем они нужны? Очевидно: чтоб не смотрели мне в окно, я не люблю, когда мне заглядывают в тарелку.
Нет, у меня для вас сюрприз. Раши пишет: «Он увидел, что входы в шатры расположены друг не напротив друга, чтобы человек не заглядывал в шатер своего товарища».
Слышите? Не для того, чтобы ко мне не заглядывали, а чтобы я не заглядывал к ним! Потому что меня не должно интересовать, что происходит у другого, я не хочу знать об этом. Я живу своей жизнью, а он пусть живет своей жизнью. Я не собираюсь угождать ему или производить на него впечатление, не желаю сравнивать себя с ним и завидовать ему. У него есть то, что у него, а мне до этого дела нет. Это и есть благословенная жизнь, и даже Биламу не удалось их проклясть!
А сегодня? Сегодня зачастую живут, сравнивая себя с другими, соревнуясь с ними. Если у другого есть сто, я хочу двести. Он переехал в четырехкомнатную квартиру, а я ищу виллу. И чтобы была напротив него, конечно же!
Сказано в Гемаре (Хагига, 9б): «Красива бедность Израилю, как красная уздечка — белой лошади». Неужели нельзя было найти другое сравнение, а? Как фрак – жениху, как шляпа юноше на бар-мицве…
Говорят от имени Хозе из Люблина, что здесь заложена глубокая идея. Когда на лошадь надевают уздечку? Когда выводят ее на улицу, а когда возвращают на конюшню – снимают уздечку. Так и бедность подходит Израилю – снаружи, как сказано в трактате Таанит (10б): «Не показывайте себя сытыми, чтобы вам не завидовали». А также (Санедрин, 14а): «Всегда будь скрытым, и живи».
А сегодня — все наоборот. Люди залезают в долги, чтобы красиво выглядеть снаружи!
Когда Йосеф представлял своих братьев фараону, он выбрал самых слабых из них. Не хотел, чтобы производили на него впечатление, наоборот. А сегодня?
Как-то раз после урока меня подвозил один еврей. Приятный парень такой. Мы едем, и вдруг он весь побагровел и неистово засигналил. «Что случилось?» – перепугался я. «Какой нахал! – процедил он, — модель 78 обгоняет модель 82!» Вы уже понимаете, в каком году это было. Я же далеко не сразу понял, что он имел в виду. Интересно, как бы он посмотрел на Хазон Иша, который до конца жизни ходил в одной и той же шляпе, купленной на свадьбу?
В Шаббат вечером мы приветствуем ангелов, которые провожают нас из синагоги до дома. Мы говорим: «Мир вам, ангелы-служители, мир вашему приходу, благословите нас миром…» И сразу же – «Мир вашему уходу». Почему мы отсылаем их, почему бы им не остаться?
Хафец Хаим ответил, что мы просим их благословить нас. А если они останутся с нами и будут внимательно разглядывать все вокруг, не факт, что все, что они увидят, им понравится, что наш дом выглядит в точности, как должен выглядеть еврейский дом. И что они захотят благословить нас «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль».
Как-то я встретил одного человека – одет роскошно, а лицо мрачное.
«Что случилось?» – спрашиваю. Как он обрадовался вопросу! Наконец-то хоть кто-то интересуется.
«Что ты думаешь, — говорит, — у меня есть деньги покупать новый костюм? Да мне еле-еле хватает на пропитание! И что плохого в старом костюме? Ну, чуть-чуть потертый, чуть-чуть истрепался, вышел из моды – так что? Все равно можно носить. Но что – я все-таки нахожусь среди людей, так ради общества я постарался и купил новый костюм. И вот хожу уже целый час, и ни один еще не подошел и не сказал спасибо! Ради них купил – и никто не оценил!»
В «Видуе» (в Йом Кипур) мы – как мужчины, так и женщины – исповедуемся: «За грех, который мы согрешили перед Тобой, подводя глаза». Сказано у пророка Йешаяу (3:16): «Высокомерием отличались дочери Циона, стали ходить, вытянув шеи и подмигивая (накрашенными) глазами». Объясняется в Гмаре (Шаббат, 62б), что они подкрашивали глаза синими тенями, для украшения. Ну так что это за грех? В чем здесь запрет?
Нет здесь греха самого по себе, но есть здесь корень и главная причина греха! Не только подкрашивание глаз, которое соблазняет на грех. Но само по себе приукрашивать себя, наряжаться. Для чего, для кого? Для того, чтобы привлечь внимание, понравиться другим, вызвать восхищение. Зачем? Какое тебе дело до других, к чему считаться с их мнением, зачем тебе нужно, чтобы они считались с твоим мнением? Живи своей жизнью, наполняй свои аккумуляторы, заполняй себя духовностью, – и уважение придет само собой!
Возможно, именно это имелось в виду в истории с царем Монбазом (Бава Батра, 11а), который в год тяжелой засухи стал тратить сокровища казны – и его собственные, и собранные его предками, – на помощь умиравшему с голоду народу. Его братья и родственники его отца собрались и пришли к нему с претензией: «Твои предки собирали и добавляли богатства к прежним, а ты все разбазариваешь?» Ответил им царь: «Мои предки собирали внизу (в этом мире), а я собираю наверху (заслуги в будущем мире). Мои предки собирали для других, а я собираю для себя».
Что значит «собирали для других»? Попросту – речь идет о наследниках. А в свете сказанного выше: для того, чтобы другие видели, ценили и завидовали…
Рав Йерухам Лейвович из ешивы Мир говорил: посмотри, в чем разница между назиром и пораженным цараат. О прокаженном сказано: «И приведут его к коэну». Он по своей сути – ведомый, пассивный. А о назире сказано: «И он приведет его», и объясняет Раши: приведет сам себя. Он самостоятелен, независим от других.
Давайте проверим себя, посмотрим, куда мы относимся. К какому лагерю принадлежим.
Перевод: г-жа Лея Шухман