Беаалотха — Жить по слову Творца

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

585
важность пищеварительного процесса

Недельная глава Беаалотха

Известны слова автора «Турей заав» (Йоре деа, 116:1): «Не в силах мудрецов запретить то, что Тора явно разрешила. Поскольку мудрецы могут устрожать только в тех сферах, где нет запрета или разрешения, явно упомянутого в Торе». Если так, возникает вопрос: как же мудрецы постановили, что запрещено разрушать синагогу прежде, чем не построят новую (Бава Батра, 3б)? Ведь Мишкан разбирали и строили заново многократно!

Ответ таков: сказано в главе «Беалотха» (9:23): «По слову Г-спода они останавливались и по слову Г-спода отправлялись в путь», это значит, что Мишкан разбирали «по слову Г-спода»! Он – Тот, Кто велел разбирать Мишкан, Он же велел строить, и Он же говорил, где строить. Само собой, получают награду и за постройку, и за разрушение. Тем самым сама разборка Мишкана была созиданием – ведь у нас нет ничего, кроме воли Творца!

Насколько глубоки эти слова, и как они нас обязывают! Ведь сказано: «Пусть сделают Мне Мишкан, и Я поселюсь в них». Комментирует Алших: «Сказано не «в нем», а «в них»». В книге «Нефеш а-Хаим» (врата 1, гл.4) подробно объясняется эта идея. И Раши в комментарии на Берешит (17:22) пишет, что праведники – колесница Творца, они считаются Мишканом, Святилищем и жертвенником.

Но что делать – Всевышний создал нас так, что душа находится в теле, и велел нам: «Пусть душа, которую Я дал тебе, живет» (Таанит, 22б), так что приходится заниматься и нуждами тела.

Однако, поскольку это воля Творца, то, когда мы делаем перерыв на удовлетворение нужд тела – еду, отдых и сон, то это подобно разрушению ради того, чтобы построить заново, все «по слову Г-спода». Конечно, речь идет о необходимых перерывах.

Хафец Хаим приводит доказательство этому («Шем олам», ч.1, гл.5) из слов Гемары (Бава Меция, 91б), что Тора разрешает работнику есть фрукты хозяина только во время сбора урожая. А каков закон, если работника наняли на работу на двух участках виноградника, он закончил работу на одном и идет на другой? Ему разрешается есть и по пути, ведь он идет выполнять работу для хозяина.

Точно также и человек, если он ест и отдыхает, и даже работает, чтобы набраться сил или материальных средств, чтобы продолжать учиться.

Подобную идею, говорит Хафец Хаим, мы находим и в трактате «Шаббат» (5б): если человек пронес ношу на расстояние 4 локтя в общественном владении – он нарушил Шаббат. Но если он остановился посредине – он не нарушил закон Торы, поскольку переносил ее на два локтя, а потом еще на два. Если же он остановился, чтобы поправить ношу, уложить ее поудобнее, это не считается остановкой. Ведь эта остановка – ради того, чтобы идти, это часть ходьбы!

В другом месте он приводит историю из трактата «Моэд Катан» (5б), что ангел смерти никак не мог приблизиться к рабби Хие и забрать его душу, поскольку тот непрерывно учился. А ведь Тора – Тора жизни, и «приумножающий Тору умножает жизнь». Так что в итоге ангелу смерти пришлось появиться перед рабби Хией и попросить позволить ему выполнить свою работу.

Эта история вызывает недоумение: разве рабби Хие не приходилось, как любому человеку, заходить несколько раз в день в место, где запрещается думать о Торе? Отсюда следует неизбежный вывод: поскольку Тора была стержнем его жизни, и все, что рабби Хия делал – делал вокруг нее, из-за нее и для нее, то абсолютно все его деяния считались учебой Торы!

На самом деле, Меири пишет в своем предисловии, что именно это заложено в высказывании мудрецов (Йома, 1б): «Каждому, кто ест и пьет в девятый день (канун Йом-Кипура), Тора засчитывает, как будто он постился и в девятый, и в десятый день». Поскольку он ест ради того, чтобы суметь поститься, еда тоже засчитывается, как пост.

А если человек ел, чтобы были силы учиться – его еда тоже считается учебой!

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90879