Бемидбар — Два хлеба

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

522
хлеб с небес и манна
Photo by Helena Yankovska on Unsplash

Недельная глава Бемидбар

«Везде принято есть молочные продукты в праздник Шавуот, — пишет Рамо (Орах хаим, 494:3), — и причина этого обычая видится мне в том, что, когда едят молочное, а потом едят мясное, нужно класть на стол, который символизирует жертвенник, два хлеба (один для молочного, другой для мясного – прим. пер.). Это напоминает нам о двух хлебах, которые приносили в жертву в Шавуот – День первинок».

Для чего в Шавуот приносили два хлеба? Сказано в Мишне (Рош а-Шана, 16а), что в этот день решается, каким будет урожай плодовых деревьев в этом году. Там же в Гемаре говорится, что сказал рабби Йеуда от имени рабби Акивы: «Для чего Тора сказала: «Принесите два хлеба в Шавуот»? Дело в том, что этот праздник – время фруктов, и поэтому Всевышний сказал: «Принесите Мне в праздник два хлеба, чтобы ваши плодовые деревья были благословлены»».

Не удивляйтесь, какова связь между пшеничными хлебами и фруктами, поскольку Раши пишет: «Я слышал, что рабби Йеуда считает (Санедрин, 70б), что запрещенный плод, от которого отведал Первый человек, был пшеницей».

Теперь можно понять, о чем идет речь в трактате «Ктубот» (111б): «Учат наши мудрецы о сказанном в «Теилим» (72:16): «Будет обильный урожай в стране – до вершин гор», что в будущем пшеница будет возвышаться, как пальма, до вершин гор. А если скажешь, что трудно будет собирать урожай – то дальше в стихе сказано: «зашумят нивы, как лес Ливана». Всевышний приведет ветер из Своей сокровищницы, этот ветер будет дуть на пшеницу, и зерна сами будут падать на землю, а человеку останется только выйти в поле и набрать полные руки. Этим будет питаться он сам и его домочадцы».

Сказано так же: «…нутряным жиром почки пшеницы» (Дварим, 32:14). То есть, в будущем зерна пшеницы будут размером с две почки большого быка. Несомненно, если пшеница заново станет огромным деревом, наверняка она была такой и в Ган-Эдене до греха. И только после греха она уменьшилась и стала крошечным колоском. Причем до сегодняшнего дня у нее сохранились некоторые свойства дерева. Например, соломенная корзина принимает туму так же, как деревянная посуда (Келим, 15:1).

Но вопрос остается: если в праздник выносится приговор о плодах дерева, то почему бы не принести на жертвенник плод, благодаря которому будет благословлены все остальные плоды. Например, можно было бы принести вино – оно сделано из винограда. А мы приносим хлеб, сделанный из зерен пшеницы, которая является плодом земли. Только до греха Первого человека она была деревом. Объясняет Мидраш, что в праздник Шавуот, во время дарования Торы, был исправлен грех Первого человека. В трактате «Авода зара» (3а) сказано, что над евреями был не властен ангел смерти, и дурное начало было искоренено из их сердец. Символом этого являются два хлеба из пшеницы, которая изначально была деревом, и вернется в свою первоначальную форму в Будущем исправленном мире.

Как именно грех Первого человека был исправлен во время дарования Торы?

Я объясню. Когда Адам согрешил, он был изгнан из Ган-Эдена. Частью наказания был приговор: «Колючки (коц) и сорняки (дардар) будет выращивать тебе земля». Объясняет автор «Бней Иссахар», что есть две буквы, очень похожие по написанию: ר (рейш) и ד (далет). Разница между ними – что у далет есть угол и «хвостик» (что на иврите называется коц), а рейш – закругленная. В стихе, говорящем о единстве Творца: «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г твой, Г-сподь один!» в слове «один» (эхад) буква далет увеличена אחד. А в предостережении: «Не поклоняйся другому богу», в слове «другому» (ахер) אחר буква рейш тоже увеличена. Эти буквы написаны большими, чтобы мы не перепутали их, не дай Б-г. Чтобы не было, как сказано у пророка Йешаяу (5:20): «о зле говорят, что это добро, а о добре – что это зло, тьму делают светом, а свет – тьмой, горькое делают сладким, а сладкое – горьким», когда «один» превращают в «другой», Б-же упаси.

По численному значению различие между буквой рейш (200) и далет (4) – это как раз слово «коц» קוץ (196). То есть, Творец намекнул Первому человеку о страшной путанице, которую он вызвал своим грехом, когда съел плод Дерева Познания добра и зла, смешал тьму со светом и внес зло внутрь себя. Тогда от буквы далет слова אחד «один» убавился «коц», и оно превратилось в слово אחר «другой», не дай Б-г. Поэтому и сказано: «Колючки (коц) и сорняки (ДаР-ДаР) будет выращивать тебе земля».

Об этом говорится в трактате «Бава Мециа» (83б), что этот мир подобен ночи. В книге Рамхаля «Путь праведных» (гл.3) объясняется, что ночью человек не знает, что перед ним, и столб кажется ему человеком, а человек – столбом. Получается, что грех вызывает затмение светил и искажение видения. Главное видится второстепенным, а второстепенное – главным, положительное – отрицательным, а отрицательное – положительным.

В «Пиркей де-рабби Элиезер» (24) сказано о поколении Вавилонской башни, что, когда они строили эту башню, «если человек падал с нее и умирал, на это не обращали внимания. Если же падал кирпич, плакали и говорили: «Горе нам, когда же будет поставлен другой кирпич вместо этого!»»

Абсолютно извращенная система ценностей!

Об этом горевал Всевышний в первой в мире беседе мусара, состоящей из двух слов: «Где ты?» Вчера ты занимал весь мир от одного края до другого, а сегодня ты в дереве Сада (Берешит Раба, 19:9). Обычно объясняют это так, что до греха Первый человек был размером от одного края мира до другого (см. Хагига, 12а и др.), а когда он согрешил, его рост резко уменьшился, и он спрятался между деревьями. А я хочу объяснить по-другому: там же, в трактате «Хагига» сказано, что человек видел весь мир от края до края благодаря свету, который Всевышний создал в первый день Творения (как мы помним, светила были созданы лишь в четвертый день). А после греха Всевышний спрятал этот свет. До греха человек благодаря этому свету видел все очень ясно, правильно. А когда согрешил – его взгляд исказился и уменьшился до его страсти, «а сегодня ты в дереве Сада», теперь он не видит ничего, кроме своих желаний!

Спрашивают наши мудрецы («Дегель маханэ Эфраим», Берешит, со слов Мидраша): где Всевышний спрятал этот свет? И отвечают: в Торе. Автор «Бааль а-турим» так комментирует стих «И увидел Б-г, что свет хорош»: «Гиматрия слова «свет» вместе с союзом את האור (эт а-ор) составляет 613, что также является гиматрией слов בתורה «в Торе». Отсюда мы видим, что Тора освещает глаза человека, так, чтобы он видел путь, по которому пойдет и деяния, которые будет совершать, и указывает ему на 613 заповедей, которые проложат ему верный путь. Как сказано: «Ведь заповедь — свеча, а Тора – свет» (Мишлей,6:23). А также сказано: «Путь праведных – как сияние света (утреннего), все ярче и ярче, до самого полудня! Путь нечестивых – как беспросветный мрак, не знают они, обо что споткнутся» (Мишлей, 4:18-19)».

Этот мир – мир лжи. Будущий мир – мир истины, где каждому станет абсолютно ясно, насколько он блуждал и ошибался, насколько его взгляд на мир был искажен.

«А Г-сподь – Б-г истины» (Ирмияу, 10:10) и Тора – Тора истины (Брахот, 5б), так что те, кто идут ее дорогой, удостаиваются «жизни, подобной жизни в Будущем мире» (Бава Батра, 17а).

В этом и заключается смысл дарования Торы, смысл праздника Шавуот. Говорится в трактате «Нида», в конце: «Каждому, кто повторяет алахот каждый день, обещано, что он удостоится Будущего мира, как сказано: «Пути мира – во власти его». Читай не алихот (пути), а алахот». Пишет «Смихут хахамим» (конец «Брахот»), что везде, где мудрецы говорят «читай не так-то, а так-то», это означает, что написанное буквально можно понять правильно, только если изначально читать так, как предлагают мудрецы. Так и здесь – если человек будет постоянно учить алахот и вести себя в соответствии с ними, то «пути мира – во власти его», он принадлежит к Будущему миру, находясь в этом мире. Ведь его мир будет излучать свет, и истина будет освещать его путь. Получается, что в каком-то смысле, он на самом деле исправляет грех Первого человека и прогоняет от себя дурное начало, ведь Тора является «лекарством» от дурного начала и способна аннулировать его. Тогда и ангел смерти не сможет приблизиться к такому человеку, ведь сказано, что «праведники умирают от поцелуя Творца» (Рамбан, Бемидбар, 19), и «даже после смерти называются живыми» (Брахот, 18а).

Именно этому и учит нас Всевышний, веля принести два хлеба в качестве плодов дерева в праздник Шавуот, что приняв на себя изучение и исполнение Торы и последовательно идя по этому пути, человек исправляет грех Адама. И весь народ Израиля приносит два хлеба на свой стол, подобный жертвеннику, как бы говоря, что каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы Тора прокладывала ему дорогу и освещала его путь!

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90822