Берешит — Иди и уменьши себя

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

344
благословение луны

Недельная глава Берешит

Сказано в трактате Хулин (60б), что солнце и луна были созданы одинакового размера, как сказано: «И создал Б-г два больших светила».

[Объясняет Виленский Гаон, что в каждом месте, где сказано «два» (шней), имеется в виду, что два этих объекта одинаковы. Например, в трактате Йома говорится, что козлы, которых использовали в Йом Кипур, были одинаковы по виду, росту и стоимости, и о них трижды сказано «два». То же самое – в отношении двух птиц, которых прокаженный приносит для искупления: «две кошерные птицы». Так и здесь – «два светила», одинаковые по размеру.] Луна стала утверждать, что два царя не могут пользоваться одной короной, и тогда Всевышний сказал ей: «Иди и уменьши себя». Обиделась луна: «Я сказала правильную вещь, и мне же нужно себя уменьшить?» Ответил Всевышний: «Принесите за Меня искупление, из-за того, что Я уменьшил луну».

Вся эта история – тайны Торы. Святой Аризаль подробно объясняет ее смысл, однако мы не занимаемся уровнем тайн. Тем не менее, поскольку этот мидраш приведен не в «Зоаре», а в Гемаре, которую обязан учить каждый еврей, в нем есть для нас урок и в простом его понимании, даже если мы не постигнем его во всей глубине.

А в простом понимании, все это непонятно!

Ведь если луна сказала правильную вещь, зачем Всевышний уменьшил ее? А если ее претензии не имеют места, зачем обращать внимание на ее слова и как бы признавать свою вину – «принесите за Меня искупление»?

Давайте разберемся.

Даже вначале, когда они были созданы одинаковыми по размеру, солнце было сияющим светилом, а луна только отражала его свет. [Доказательство этому мы можем привести из сказанного у пророка Йешаяу (30:26), что в будущем, когда будет исправлен изъян луны, «свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет в семь раз больше, чем первоначальный свет семи дней».] Так как ей могло прийти в голову, что тут есть два царя, и она тоже достойна короны?

Однако, луна высказала очень важную претензию! Ведь сказано («Ваикра Раба», 34:8): «Больше, чем хозяин благодетельствует нищему, нищий благодетельствует хозяину». Как сказала Рут: «Имя человека, которому я оказала добро сегодня – Боаз» (2:19). Много добра я принесла ему за тот кусок хлеба, что он мне дал.

Действительно, человек дает нищему кусок хлеба, и удостаивается будущего мира. Вопрос, кто кому дает больше!

Поэтому, утверждала луна, мол, конечно, солнце дает, а я получаю. Но получающий дарует дающему большее благо, чем дающий – получающему!

Это верное и справедливое утверждение. Так оно в соответствии с истиной.

Однако получающему запрещено думать так!

Получающий должен ценить дающего и ощущать по отношению к нему благодарность! А эта претензия свидетельствует о неблагодарности. Поэтому – иди и уменьши себя.

Не делай расчеты дающего, уменьши себя и отдай ему корону!

В «Биркат а-Мазон» мы говорим: «Милосердный, он благословит меня, и мою жену, и мое потомство». Почему сказано «мое потомство»? Надо было сказать «наше потомство». Ведь они – ее дети точно так же, как и мои!

Однако тут заложена глубокая идея. В трактате Йевамот (63а) рассказывается, что у раби Хии была очень плохая жена, которая огорчала и мучила его. Несмотря на это, он постоянно покупал ей подарки. Рав, племянник раби Хии, однажды не удержался и спросил его, почему он это делает – «ведь она же тебе жить не дает!» Ответил раби Хия: «Достаточно нам, что они (жены) растят наших детей и уберегают нас от греха».

«Уберегают от греха» – еще ладно. Но «растят наших детей»? Ведь они точно так же – ее дети! А поскольку они ее дети, она трудится, чтобы растить и воспитывать их, это ее материнский инстинкт.

Ответ на это очень важен: когда речь идет о благодарности, не твое дело, почему другой помогает тебе. Ты получаешь от этого удовольствие или пользу – ты обязан быть благодарным!

Это и говорил Бен Зома: «Что говорит хороший гость? Как хозяин расстарался ради меня! Сколько мяса он мне принес, сколько вина, какими пирогами меня угощал! И все, что он хлопотал – все только ради меня». А плохой гость что говорит? «Что уж там было хозяину стараться для меня? Я съел-то всего кусочек хлеба и кусочек мяса, и выпил один стакан. Так что все, что он хлопотал – все делал ради своей жены и детей» (Брахот, 58а).

Кто из них объективно прав? Конечно же, плохой гость. Но он – неблагодарный, непорядочный человек!

Поскольку в данном случае – не твое дело, почему он так старался. Ты должен видеть, что получил!

Я помню, когда мы учились в ешиве, нам выдавали пару копеек, и мы платили одной старушке, в доме которой ели.

Однажды одна сказала нам: «Вы знаете, что вы получаете здесь еду бесплатно?» Мы удивились, мы ведь ей платим!

А она продолжила: «И я получаю от вас деньги бесплатно!»

Что она имела в виду? Только одно: вы должны благодарить меня, а я должна благодарить вас!

Это и есть поистине благодарный взгляд на мир.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88089