Ваеце — Цель не оправдывает средства!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

233

Недельная глава Ваеце

Какие потрясающие благословения получил наш праотец Яаков во время его сна! Благословение получения в наследство земли без границ, множества детей и охраны Свыше… А он – «…проснулся Яаков от своего сна и сказал: «На самом деле есть Г-сподь в этом месте, а я и не знал…»». Комментирует Раши: если бы знал – не спал бы в таком святом месте!

Так что получается – если бы Яаков знал и не лег там спать, он упустил бы все эти обещания Творца?

Приведем пример, чтобы нам стало понятнее. Скажем, был один мудрец Торы, который всю жизнь только самоотверженно учил Тору, но финансовое положение у него было тяжелое, дом пуст, детям не хватает на хлеб… Сердце у него разрывается, совесть мучает: разве он не обязался в ктубе обеспечивать свою семью? Но, с другой стороны – душа его тянется к Торе, это его радость и свет жизни, он сейчас строит свой будущий мир! Как можно от этого отказаться? Что же ему делать?

Что делать? Это не вопрос! Ведь пропитание человека определяется ему на весь год в Рош а-Шана, и, если вынесен тяжелый приговор, тшува, молитва и цдака могут его отменить! Так что во всех молитвах Рош а-Шана он плакал и просил Всевышнего помочь, взывал к Нему и умолял изо всех сил. То же самое – в Десять дней раскаяния, и пика он достиг в Йом-Кипур. Не давал сна своим глазам, из которых текли реки слез. С утра до вечера стоял в молитве. К молитве «Неила» он был уже настолько уставшим, что на секунду задремал. И вдруг во сне увидел выигрышный билет в лотерею – все шесть цифр! Зрелище было таким ярким, что он тут же проснулся. На исходе Йом-Кипура он ясно чувствовал, что Всевышний ответил на все его молитвы. На следующий день утром, еще прежде, чем покупать пальмовые ветви для крыши сукки, пошел в лотерейный киоск и заполнил билет. Через несколько дней выяснилось, что сон был вещим: все шесть цифр были верными, и наш аврех выиграл в лотерею несколько миллионов!

Теперь он сможет полностью погрузиться в учебу Торы, будет у него спокойная жизнь, без тревог о еде и одежде… Ах, какое «время радости нашей» у него было, какая Симхат Тора – радость Торы в самом прямом смысле!

Ну, можно ли помыслить, что он ужаснется и будет переживать, что дрема окутала его в возвышенный час молитвы «Неила», что он расстроится из-за этого и скажет: «Если бы я знал, не спал бы…»

Нет никакого сомнения, что он будет рад и счастлив и скажет: «Свыше послали мне эту дрему, чтобы сообщить, что мои молитвы были приняты, и судьба моя повернулась в хорошую сторону!»

А наш праотец Яаков – пожалел об этом. Он нарушил заповедь «страха перед Святилищем», и, хотя Бейт-Микдаш в то время еще не был построен, не зря говорится в трактате «Йевамот» (6б): «Не перед Святилищем ты трепещешь, а перед Тем, кто предостерег о Святилище, как сказано (Ваикра, 19:30): «Бойтесь Моих Святилищ, ведь Я – Г-сподь!»», и поскольку «есть Г-сподь в этом месте», то «если бы я знал, не спал бы»!

А что же со всеми пророчествами и всеми великими обещаниями?

Если Всевышний на самом деле желает дать – Он даст их разрешенным путем, а не запрещенным. Цель никогда не оправдывает средства!

Подобное мы встречаем и в истории с Тамар и Йеудой: Тамар видела духом святого постижения, что от нее и Йеуды произойдет царский род Давида – вплоть до царя Машиаха. В Мидраш Раба на Берешит (85:10) говорится, что Тамар похлопывала себя по животу и говорила: «Я беременна царями, я беременна избавителями!» Однако, когда ей вынесли приговор: «Выведите ее, и пусть будет сожжена!», она не опозорила Йеуду, а ждала, что он признается сам. Отсюда учится закон, как человеку подобает вести себя на деле (Ктубот, 67б): что лучше человеку быть брошенным в огненную печь, чем прилюдно опозорить другого.

Получается, что запрет опозорить другого – это запрет из серии «быть убитым, но не преступить». А что же будет с царями и избавителями?

Ответ тот же: Избавление – это дело Всевышнего. Мы же обязаны не позорить других!

Когда Моше рабейну был послан вывести народ Израиля из Египта, Всевышний сказал ему (Шмот Раба, 3:3): «Если ты их не избавишь (от рабства) – никто другой их не избавит!» Моше же ответил: «Пошли, пожалуйста, кого-то другого!» Он имел в виду – Аарона, который получал пророчества в Египте. Ведь если Моше примет на себя эту миссию, он как бы заслонит Аарона, и тот почувствует себя обиженным. Моше согласился только после того, как Всевышний пообещал ему: «Он увидит тебя и обрадуется всем сердцем!» И даже тогда, Моше вернулся в Мидьян и получил позволение Итро уйти, ведь Моше поклялся ему, что не покинет его без разрешения.

А если бы Итро не позволил ему, Моше не пошел бы спасать народ Израиля?

Ну, как мы уже говорили, Избавление Израиля – это дело Всевышнего. А мы обязаны действовать согласно закону Торы, который Он же установил. Не занимать чужое место и не нарушать клятвы.

Известно, что сказал по этому поводу рав из Бриска. Один человек желал оправдать то, что левые сионисты заставляли сотни тысяч новых репатриантов из Йемена и других стран оставить Тору, срезали пейсы детям, переубеждали и настраивали против Торы. Меня с друзьями Хазон Иш посылал записывать их детей в религиозные учебные заведения. Сколько палок нам досталось! Один пожилой йеменский еврей плакал: «Из-за наших грехов мы были изгнаны в нашу страну».

Так вот, тот человек пытался говорить раву из Бриска, что, мол, все эти жертвы стоило принести «ради начала Геулы«!
Рав посмотрел на него своим пронзительным взглядом – не хотел бы я в тот момент оказаться на его месте! – и отчетливо произнес:

— Ничего не стоит – не только начала Геулы, а и самой полной Геулы! И я докажу тебе это. В трактате «Санедрин» (98а) Гемара рассказывает, что раби Йеошуа бен Леви встретил пророка Элияу и спросил его, когда придет Машиах. Тот сказал: «Иди и спроси его самого!» – «А как я его найду?» – спросил раби Йеошуа. – «Он сидит у ворот города, среди нищих и убогих, покрытых многочисленными ранами». – «А как я узнаю, что это он?» – спросил раби Йеошуа. Элияу дал ему знак: все эти несчастные снимают сразу все свои повязки, промывают раны, стирают тряпки и перевязывают заново. А Машиах снимает одну повязку, промывает рану, перевязывает ее заново, потом снимает другую повязку и т.д. Длинный и мучительный процесс. Для чего он это делает? Если его вдруг позовут избавлять народ Израиля от галута, чтобы не нужно было задерживаться, перевязывая две раны!

Странно, правда? Ведь народ Израиля ждет Геулы сотни и тысячи лет, ну, так подождет еще десять минут, пока Машиах перевяжет свои раны. Ведь он покрыт ранами из-за наших грехов, он «истерзанный болью и известный своими болезнями…ведь это наши недуги он нес, и наши боли терпел… в его ранах было нам исцеление… Б-г сразил его нашим общим грехом!» (Йеошуа, 53:3-6). Так разве мы не подождем, пока он не приведет себя в порядок?

Однако дело в том, что есть времена, благоприятные для Избавления, есть моменты, когда народ Израиля достоин быть спасен, и, если пройдет нужный момент – положительный баланс снова будет нарушен, и Геула будет отложена неизвестно на какое время. Поэтому Машиах не хочет задерживаться даже ненадолго, чтобы не упустить нужный момент, чтобы, не дай Б-г, опять не совершили грехи, которые снова отдалят Геулу.

А теперь давайте посмотрим сказанное в трактате «Эрувин» (43а). «Тому, кто заявляет: «Я буду назореем в день, когда придет сын Давида (Машиах)», разрешается пить вино по Шаббатам и праздникам, и запрещается во все будничные дни (ведь вдруг Машиах придет, и получится, что задним числом весь этот день был запрещен). Почему разрешается в Шаббаты – потому, что Машиах должен прийти издалека, а есть запрет тхумин – запрет выходить из своего места жительства в Шаббат дальше, чем на две тысячи локтей, и Машиах не будет нарушать этот запрет.

Надо сказать, что этот запрет по всем мнениям, кроме мнения раби Акивы – запрет дерабанан. Представим себе, что в Шаббат утром подошел подходящий момент, баланс всего мира оказался положительным, можно избавить народ Израиля из галута! Ну, давай, Машиах, приходи! Нет, он не может – запрет тхумин!

Как так не может? Но ведь это, по всей вероятности, всего лишь запрет мудрецов! Даже не самой Торы! А если он промедлит – несколько евреев могут нарушить Шаббат, по ошибке или специально. Нужный момент будет упущен, и Геула снова будет отложена неизвестно на сколько времени… Верно, но Геула – это дело Всевышнего. А мы, со своей стороны, обязаны выполнять Тору и заповеди!

Да, стоит отложить полное Избавление, чтобы не нарушить ни один запрет мудрецов! А ты считаешь, что можно смириться с многочисленными нарушениями запретов Торы для иллюзии «начала Геулы»?»


http://www.beerot.ru/?p=89990