Ваешев — Пасти самих себя

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

92

Недельная глава Ваешев

«Его братья пошли пасти скот их отца в Шхем» (37:12)

Пишет Раши: «Над предлогом «эт» есть точки, что означает: они пошли пасти никого иного, как самих себя» (На иврите винительный падеж – «пасти скот» — управляется предлогом «эт»). Источник этого объяснения – Мидраш раба (84:13). Не дай Б-г, нельзя говорить о святых коленах еврейского народа, что «они пошли не пасти скот, а есть и пить» (Мидраш раба, Бемидбар, 3:13). Ведь сказанное в Торе нельзя объяснять лишь посредством прямого понимания. Тем более, что праведников мы обязаны судить, оправдывая их даже в самых сомнительных случаях.

И действительно, рабби Йонатан Айбешиц объясняет нам в книге «Тиферет Йонатан»: Наш праотец Яаков желал, чтобы Йосеф был пастырем народа Израиля и правил братьями. Поэтому он и сшил ему эту особую полосатую рубашку. Однако братья не очень хотели, чтобы Йосеф был их руководителем (кроме того, они увидели духом святого постижения, что в Шхеме начнется царство злодея Йаровама бен Навата из колена Эфраима (потомок Йосефа), и пошли туда, чтобы попытаться аннулировать это царство уже сейчас). Поэтому они пошли «пасти самих себя», чтобы они сами стали своими пастырями и не нуждались в правлении Йосефа.

В святой книге «Зоар» (ч.1 183:2) сказано, что из двенадцати колен там было десять – все, кроме Йосефа и Биньямина. А ведь каждые десять евреев осеняет Шхина! Так что точки над предлогом «эт» намекает, что Шхина была над ними!

Святой Ор а-Хаим пишет, что есть разные уровни Шхины в нашем мире (Берешит, 46:6): есть присутствие Шхины из-за праведника, который подобен Бейт-Микдашу и благодаря ему в мире находится Шхина (ШЛА, «Толдот адам»,314-319). Есть Шхина, которая появляется, когда собираются десять евреев, как сказано в книге «Тания» (Игерет а-кодеш, гл.23): «Как я слышал от своих учителей, если бы один ангел оказался в месте, где находятся десять евреев вместе, даже если они не говорят слова Торы, он ощутил бы такой безграничный страх и ужас из-за Шхины, осеняющей их, что полностью бы аннулировал свое существование». А есть уровень Шхины, присутствующий с каждым евреем, каким бы он ни был, как приводится в Мидраше (Дварим раба, 2): «Один корабль плыл по морю, на корабле были неевреи и среди них – только один еврей. Когда корабль прибыл в порт, пассажиры сказали еврею: «Возьми деньги и иди, купи для нас всех еду». Тот удивился: «Но ведь я в этом городе – точно такой же чужак, как и вы!» Ответили они: «Разве бывает такое, что еврей – один? Ведь куда бы ты ни пошел, Твой Б-г идет с тобой!»». Эти три уровня существуют в каждом поколении. Первый – руководство посредством «пастыря» – отца или рава, духовного наставника или педагога. Второй – сила единства и влияние общества. И последний – каждый человек наедине с собой и своими испытаниями. Как велят нам мудрецы: «Иди (и посмотри) на муравья, у которого нет начальника, полиции и правителя» (Мишлей, 6:6). А он все равно без устали работает, выполняя свою задачу. Это и есть «пасти самих себя», без начальников и правителей. Каждый «пасет» самого себя!

Помните эту историю о министре юстиции, укравшем брюки у министра образования? (см. гл. «Ахарей мот», 5780 г. – прим. пер.) Когда он подкупил этими брюками раздатчика еды, чтобы тот давал ему суп погуще, со дна кастрюли? Да, дело было в Сибири, министры были уже бывшими министрами, условия жизни были невероятно тяжелы. Все же я спросил бывшего министра юстиции: » Вас воспитывали на неких принципах и вы сами проповедовали их. Вы стояли во главе судебной системы, вы отдавали воров под суд и наказывали их. И в итоге вы сами – вор? А вот среди нас, бывших учащихся ешивы, хотя мы с вашей точки зрения и не настолько образованные, и не аристократы – тем не менее, среди нас воровства нет. Как вы думаете, почему?» Тот смутился. А я ответил: «Потому, что у вас закон устанавливается и поддерживается властями. Граждане лишь вынуждены его соблюдать. А мы поддерживаем закон сами для себя!» Это и есть «пасти себя».

Я тоже подкупал раздатчика еды, но не ворованными вещами. И конечно, не ради супа – их трефную еду мы не ели. Я подкупал его другими мелочами, и он каждый день выдавал нам лишних десять порций хлеба, которые мы честно делили между собой.

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=91575