Недельная глава Ваэтханан
«Храните и исполняйте их, потому что это ваша мудрость и ваш разум перед глазами всех народов. Услышав обо всех этих законах (хуким), они воскликнут: “Сколь мудр и разумен этот великий народ!”» (Дварим, 4:6).
Спрашивает Саба из Кельма: ведь смысл законов (хуким) неизвестен, и народы мира смеются над евреями из-за них, так как можно сказать, что евреев будут прославлять за них, и говорить, что это «мудрый и разумный народ»? Сказано: «И соблюдайте Мои законы (хуким) и делайте их». В трактате Санедрин комментируют мудрецы: «Читай не отам (“их”), а атэм (“вас”), человек делает их для себя». То есть, посредством этих законов человек формирует свою личность, строит себя. И когда видят влияние этих законов на человека и на наш народ, говорит Саба, поневоле восхваляют и прославляют их.
Тора и ее заповеди создали народ с самой высокой моралью в мире. А что сегодня в мире происходит? Насилие, грубость, обесценивание жизни и удовлетворение животных инстинктов.
Как-то раз меня пригласили прочесть лекцию заключенным, в тюрьме в Рамле. Перед лекцией я встретился с начальником тюрьмы. Он рассказал, что тюрьма перенаселена, и уже выделен бюджет на постройку дополнительных зданий. «У нас нет проблем с теми пятью процентами населения, которых поймали и судили, — сказал он, — Проблема с теми девяносто пятью, которых еще не поймали».
Я понял, что с его точки зрения, идеальным решением будет повесить огромный плакат в аэропорту: «Добро пожаловать в центральную тюрьму». Границы страны в любом случае огорожены.
Я ему сказал: «Если бы вы отдали мне бюджет, который выделен на постройку тюрем, в них не было бы нужды!»
Он не понял, и я объяснил: «Мы бы на эти деньги открыли множество уроков Торы и вернули народ к его источникам! Разве было такое в народе Израиля – еврей-убийца, еврей-вор?»
И добавил: «Знаете, что мне это напоминает? Одну историю: был один очень опасный перекресток, где пересекалось множество дорог, и не было светофоров. Машины сталкивались друг с другом, разбивались … И самое тяжелое, что, пока “скорая помощь” приезжала, чтобы вытащить пострадавших из машин, и пока довозили их до ближайшей больницы, которая находилась очень далеко, умирали многие, кого можно было бы спасти.
Наконец-то в какой-то момент создали комиссию по расследованию проблемы. Сколько успело умереть, пока она обсуждала свои выводы – говорить не будем, но в итоге выдала несколько обнадеживающих рекомендаций: на северной стороне перекрестка было решено организовать пост с дежурными, чтобы если что – они могли бы быстро оказать первую помощь. А с юга построят большую, хорошо оснащенную больницу, куда можно было бы срочно привозить пострадавших, и тем самым, спасать их жизни. Ну, теперь осталось только спроектировать больницу, собрать штат архитекторов и строителей, и в ближайшие лет десять проект будет завершен. Человеческая жизнь превыше всего, если только бюджета хватит».
«Как вам их решение проблемы?» – спросил я директора тюрьмы.
«Идиоты! – сердито ответил тот, — За один процент стоимости этой грандиозной программы можно поставить светофоры на перекрестке, и автокатастрофы прекратятся!»
«Как же вы правы! – польстил я ему, — А теперь поймите: законы Торы – это наши светофоры. Они говорят нам, когда ехать, а когда остановиться, и предотвращают катастрофы. А вместо того, чтобы вернуть народ к законам Торы за счет ничтожного бюджета, и получить огромный выигрыш – поддерживают вседозволенность: пусть едут на бешеной скорости, сталкиваются, истекают кровью, а мы усилим штат полиции и построим еще тюрем… Ну, вам кажется, это верный путь?»
К его чести, надо сказать, что он со мной согласился.
Перевод: г-жа Лея Шухман