Недельная глава Ваэтханан
Смешанные браки запрещены самой Торой, так сказано в нашей главе: «Не женись на них, не давай свою дочь в жены сыну его, и не бери его дочь в жены сыну своему».
Этот запрет относится как к семи народам земли Кнаан, так и ко всем остальным народам мира.
Вот как это объясняет Эзра а-Софер: «Мы обязуемся не отдавать наших дочерей народам земли, а их дочерей не брать для сыновей наших» (Нехемия, 10:31). Рамбам приводит этот стих в законах «Запрещенных связей» (гл.12., а.1) и продолжает там: «В этом грехе есть такой изъян, которого нет в любом другом виде запрещенных связей. Ведь если женщина изменила мужу – родившийся ребенок все равно считается его сыном, и частью народа Израиля, хотя он и мамзер. А сын от нееврейки – это не его сын, как сказано (Дварим, 7:4): «они отвратят от Меня ваших сыновей» — отвратит сына от служения Творцу».
Мы несем большую ответственность за наших сыновей, чтобы они были частью народа Израиля, народа Б-га!
Как-то раз я был в Мексике. Пришла ко мне плачущая женщина: ее сын собирается жениться на нееврейке. Она умоляла меня поговорить с ним, может быть, удастся отговорить его.
Я, честно говоря, очень в этом сомневался, но не считал себя свободным от обязанности хотя бы попробовать. Я встретился с ним, и сказал: «Слушай, у меня есть вопрос. Ты – гражданин Мексики?» — «Да», — недоуменно ответил тот. Он знал, зачем я пришел, и не понимал, в какую сторону клонится беседа. «Ты гордишься своей страной, ты ее верный патриот?» — «Да!» — «Скажи, а вот если начнется война, скажем, между Мексикой и Аргентиной, и тебя мобилизуют, ты добровольно пойдешь в армию?» — «Конечно, о чем речь!» — «И будешь воевать за свою страну. Если встретишься лицом к лицу с аргентинским солдатом – убьешь его?» — «Да, — снова ответил он, — на войне, как на войне!» — «Причем ты понимаешь, что и он может тебя убить. Ты готов рисковать жизнью ради своей родины». – «Да, — решительно ответил он, — есть вещи, которые человек обязан сделать ради своей родины!» — «Хорошо, а если бы твои родители бежали из Европы в Аргентину, вместо Мексики, и поселились там?» — «Тогда я воевал бы за Аргентину, убивал и готов был погибнуть за нее». Естественно!
«Хорошо, этот момент мы прояснили. Теперь давай поговорим о том, ради чего я пришел». – «Тут не о чем говорить, рав. Мы любим друг друга и решили пожениться». – «Да, я это понял. Но у меня есть четыре вопроса. Во-первых, ты знаешь, что ты еврей?» — «Конечно, я этого не отрицаю. И даже переходить в другую веру не собираюсь. А насчет женитьбы – я заповеди все равно не соблюдаю, ну, будет у меня еще один грех…» — «Понятно. Теперь второй вопрос: ты знаешь, что всего лишь в прошлом поколении враги желали уничтожить еврейский народ, и им даже удалось убить более шести миллионов, миллион из которых были дети?» — «Ну, кто этого не знает…» — «Третий вопрос: ты знаешь, что если женишься на нееврейке – твои дети будут неевреями?» И это он знал. «Тогда последний вопрос: ты сам сказал, что есть вещи, которые человек обязан сделать для своей родины. Убивать и быть убитым ради нее.
А что насчет твоих обязательств перед народом Израиля, который потерял треть своих сыновей в прошлом поколении, и еще треть – сейчас, из-за смешанных браков?! Ты собираешься рожать мексиканцев вместо того, чтобы рожать евреев?»
Да, к этому вопросу он не был готов. Призадумавшись, он набрался смелости, чтобы признать: вопрос верный. И ответ на него однозначный. Только одно препятствие стояло у него на пути: адвокат невесты подаст в суд за нарушение брачного соглашения. Придется заплатить огромную сумму. «Насчет этого не волнуйся, — сказал я ему, — половину заплатит твоя мать, причем с радостью, а вторую половину – я». Тут же я связал его с раввином общины, и мы договорились, что он будет ходить на уроки Торы два раза в неделю.
Когда я в следующий раз приехал в Мексику, он был уже женат, и построил религиозную семью!
Перевод: г-жа Лея Шухман