Ве-Зот а-Браха — Адвокаты не понимают

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

478

«И сказал он: Господь пришел с Синая, и воссиял Он с Сеира, озарил от горы Паран, и пришел, (а с Ним) от мириад святых; от Его десницы пламя Закона им» (Дварим, 33:2).

Есть один замечательный аврех, бааль тшува, который удостоился давать уроки другим, чтобы их тоже приблизить к Торе. У него есть один постоянный урок, который он дает людям с высшим образованием – адвокатам, инженерам и т. п.

Однажды он пришел ко мне с вопросом: они дошли до слов Гемары (Шаббат, 89а), что гора Хорев, на которой была дана Тора, стала называться горой Синай, поскольку на ней пробудилась ненависть (сина) к народам мира. Раши объясняет там: за что? За то, что не приняли Тору. Речь идет о том, что сказано в стихе нашей главы: «Г-сподь пришел с Синая (дать Тору), воссиял Он с Сеира». Сеир – это место жительства потомков Эсава. Что Он делал в Сеире и Паране? Говорит мидраш («Псикта Рабати», 21), что Всевышний обратился к каждому народу с предложением получить Тору, и они не пожелали, пока Он не пришел к народу Израиля, и они приняли Тору.  Вначале Он пошел к потомкам Эсава. Спросил их: «Вы примете Тору?» Они спросили в ответ: «Владыка мира, что в ней написано?» Ответил Всевышний: «Не убивай!» Сказали они: «Нам ведь обещал наш отец (Ицхак), что наша опора — это меч, как сказано: “Мечом своим будешь жить”. Так что мы не можем принять Тору». И так отвечал каждый народ, каждая нация, пока Всевышний не пришел к сынам Израиля, и они сказали: «Все, что сказал Всевышний, будем выполнять и внимать».

Аврех рассказал, что, услышав это, адвокаты возмутились: за что Всевышний разгневался на народы мира – за то, что они спросили «а что в ней написано», и не сказали «будем выполнять и внимать», как Израиль? Так ведь они повели себя совершенно верно. Запрещено подписывать контракт, пока внимательно не прочитаешь его, и не посоветуешься с адвокатом. Правильно они поступили, так и надо!

Он не смог им ответить. Сказал, что спросит, и ответит позже. И пришел ко мне посоветоваться.

Я удивился: ведь этот вопрос и ответ на него написаны в трактате Шаббат на предыдущей странице. Там рассказывается о саддукее, который сказал Рабе: «Торопливый вы народ! Ваш рот опередил уши, когда вы сказали: “Будем выполнять и внимать”! Сначала надо было послушать, что от вас требуется, сможете ли выполнить законы Торы». Раба ответил ему, что евреи положились на Всевышнего, что Он не нагрузит их ношей, которую они будут не в состоянии нести.

И я добавил: народ Израиля ведь называется «сынами Творца», а сын полагается на отца, что отец не будет требовать от сына того, что свыше его сил. А народы мира подобны рабам Всевышнего, и по закону разрешается заставлять раба тяжко работать. Однако нас предупреждают идти по путям Всевышнего, и не делать этого (Рамбам, «Законы рабов», в конце).  Поэтому Всевышний и разгневался на них: за то, что они заподозрили Милосердного Творца в том, что Он потребует от них чего-то, что выше их сил.

Сказал аврех: «Рав, меня этот ответ вполне устраивает. Но адвокаты это не примут. Контракт надо читать заранее, и точка».

Он был прав. В Пасхальной Агаде мы учим, что каждому сыну нужно давать свой ответ в соответствии с его восприятием. Я слышал от одного рыбака: «Я лично люблю кремовые торты, нет ничего вкуснее! Но когда я иду на рыбалку, я насаживаю на крючок червяка – бр-р-р! А что делать? Рыбы не любят торты, для них лучший деликатес – это червяк».

Так что я ему говорю:

— Скажи им вот что. Вы считаете, что Эсав не поступает поспешно, что он осторожный, все проверяет, так?

Давайте-ка посмотрим. Сказано в главе Толдот: «Яаков сварил чечевичную похлебку, а Эсав пришел с поля уставший. Эсав сказал Яакову: “Дай мне поскорее глотнуть красного, вот этого красного, ведь я устал!” Потому и прозвали его Эдом».

Что тут написано? Эсав пришел домой, голодный и уставший, а тут что-то в кастрюле варится. Взглянул – и не разобрался. Что-то красное. Что? Гуляш, лечо, котлеты в томатном соусе? А может, вообще краска для шерсти?

Он ничего не спрашивает, ничего не выясняет. Он разваливается на ложе, и открывает рот: «Дай мне глотнуть». Раши комментирует: «Я открою рот, а ты мне налей». Да не просто налей – а «поскорее», прямо сейчас! «Поэтому и прозвали его Эдом (красный)».

Имя – это суть человека (или вещи). Сказано, что раби Меир анализировал характер людей в соответствии с их именем (Йома, 83б). Это и есть суть Эсава: какая-то еда, красная? Наливай в рот, и прямо сейчас!

А насчет Торы он вдруг колеблется, проявляет осторожность? Ответ очень простой: своим страстям он раб, а рабом Творца быть не хочет. Как тут не вызвать Его гнев?

Аврех поблагодарил меня и ушел. На следующий день вернулся: «Рав, вы даже не представляете, с каким пониманием отнеслись к этому ответу!»

Само собой разумеется, а?

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=74873