Недельная глава Бемидбар
Известны слова Тосафот: «Почему мы читаем главу Бемидбар перед Шавуотом? Чтобы проклятия, написанные в главе Бехукотай, не были близко к Шавуоту».
Объясним глубже: в главе Бемидбар есть одна фундаментальная идея, которая помогает избежать проклятий и привести к принятию Торы. Этот принцип представляет собой поворотную точку – от проклятия к благословению! Что это за принцип?
Сказано в трактате Макот: «Пожелал Всевышний удостоить заслуг народ Израиля, поэтому приумножил им Тору и заповеди». Это верно, ведь лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь Будущего мира, о которой сказано, что лучше один час умиротворения в Будущем мире, чем вся жизнь этого мира (Пиркей Авот, гл.4). А уж тем более, целая жизнь, полная Торы и заповедей!
Однако все это – если действительно наполняют жизнь Торой и заповедями!
А если нет? Если нет, то уже сказали мудрецы в трактате Эрувин: «Пришли к выводу, что лучше было бы человеку не быть созданным, чем быть созданным». Ведь сказано: «Нет на земле праведника, который бы делал только добро и не грешил». А уж тем более мы – полные грехов, в самом прямом смысле, наполнены ими, как полный мешок. И если у нас и есть заслуги от выполненных заповедей, то уже сказал Коэлет (6:7): «Весь труд человека – в устах его», что всех заповедей и добрых дел, которые человек делает, не хватит, чтобы покрыть грехи, которые он творит устами, грехи языка. А битуль Тора – равен им всем, вместе взятым.
Получается, нам следовало бы бояться и дрожать перед принятием Торы!
Но, конечно же, мы ему радуемся. Почему – объясню с помощью истории, которую я слышал от своего свояка, рава Залмана Лейба Астолина. Один из хасидов ребе Шнеура-Залмана из Ляд, автора «Тании», поведал ему о своем горе: сын связался с сыновьями помещика, проводит время в их компании, бросил Тору и заповеди, свернул с верного пути…
Сказал ребе: «Приведи его ко мне».
Как его уговорить приехать к ребе? Он ведь уже почти разорвал связи с семьей. Отец пришел к нему и стал умолять, пообещал, что если сын съездит – отец перестанет его укорять и примет таким, какой есть. Это сыну понравилось. Вскочил он на коня и галопом направился в Лиозно. Привязал коня к забору и вошел к ребе. Тот встретил юношу радушно и приветливо, поинтересовался, как тот добрался. Он ответил, что приехал на коне. Удивился ребе: зачем ехать на коне, когда есть извозчики, и можно с удобством доехать на коляске. Ответил парень: «Да ведь это хороший конь!»
«Что значит – хороший конь?» – спросил ребе.
«Хороший конь везет своего всадника в нужное место очень быстро! У меня, например, заняло добраться сюда в три раза меньше времени, чем потребовалось бы, если бы я тащился на коляске».
«Но у коляски есть еще одно преимущество, — напомнил ребе, — извозчик и его лошадь хорошо знают дорогу, и пассажирам не нужно об этом заботиться, они полагаются на извозчика, что он приведет их к месту назначения. А всадник может ошибиться, повернуть не на том повороте, и сбиться с нужного пути. Кто знает, куда заедет…»
«Верно, — сказал парень, — но если конь – хороший и быстрый, то, как только он заметит ошибку, он мгновенно вернется на нужный путь!»
Ребе взволнованно воскликнул: «Конечно, но только при условии, что он заметит это, почувствует, что ошибся!»
Его голос проник в самую глубину сердца юноши, и тот упал без чувств. А когда очнулся – решил остаться в Лиозно, раскаялся и полностью исправился, стал настоящим бааль тшува!
Вернемся к нашей теме: Тора и заповеди — это «огненная коляска и огненные кони», которые могут вихрем поднять нас на Небеса, на самые недосягаемые высоты.
Однако и йецер а-ра не дремлет, и его «коляски» угрожают спустить нас в глубины Геинома. Но у нас есть сила тшувы – раскаяния и исправления! Благодаря ей «В одно мгновение выходят из тьмы в великий свет» («Шаарей Тшува», 2) И тот, кто задумается, увидит, что именно об этом говорит Мишна, что лучше час тшувы и добрых дел, чем вся жизнь Будущего мира. Если человек будет проверять свои поступки, тогда ему стоит быть созданным, и цель мудрости – раскаяние и добрые дела!
Поэтому мы и радуемся дарованию Торы: заповеди идут нам в заслугу, а за грехи мы раскаиваемся! Сила тшувы настолько важна, что сказано в трактате Авода Зара, что народ Израиля вполне мог устоять и не совершить греха золотого тельца, но Свыше буквально «заставили» их согрешить, чтобы показать им потом, какова сила тшувы! Причем показать именно перед дарованием Торы, ведь благодаря возможности тшувы дарование Торы стало для нас заслугой со всех сторон. [Грех золотого тельца был перед получением первых скрижалей, а тшува — перед получением вторых.]
В приведенной нами выше истории есть один важный момент: «Конечно, но только при условии, что он заметит это, почувствует, что ошибся!»
Я объясню это. Комментарий великого рава Элияу Лопьяна к мишне (Авот, 2:1): «Задумайся на тремя вещами, и не придешь к греху» (букв. не придешь к рукам греха – прим. пер.), говорит, что у греха есть руки: «Когда человек совершает грех – он охватывает его, и привязывается к нему, как собака». Поэтому-то нам и говорят наши мудрецы: «Убегай от греха, ведь грех тянет за собой (другой) грех…» То есть, даже если человек согрешил, не дай Б-г, он должен бежать от «объятий» греха, чтобы тот не овладел им.
Ведь сказано, что «человек грешит, только если вошел в него дух глупости».
Бывает, случается у человека приступ глупости. Ведь Тора не дана ангелам. А уж человек – нередко и до уровня человека не дотягивает. Ты согрешил, совершил глупость – встань, отряхнись, устыдись, и «каждому, кто совершает грех и стыдится этого – прощают» (Брахот, 12б).
Но дурное начало играет на струнах гордости: «Я согрешил? Я – сглупил? Да о чем вы говорите! Я все правильно сделал! Так и надо было!» Как царь Шауль сказал: «Я выполнил слово Всевышнего!» (Шмуэль 1, 15:13) Помните эту историю про пьяного водителя? Как ему в полиции указали проехать по дороге, чтобы проверить, пьян он или нет. А он ответил: «Проеду, без проблем – только выпрямите дорогу сначала!»
В этом и заключается самая большая проблема: грех искажает взгляд человека, тот начинает оправдывать себя, а потом «Согрешил и повторил грех – это становится для него подобным дозволенному» (Йома, 86б). Тогда человек даже не раскается за этот грех, ведь кто будет делать тшуву за разрешенное деяние? А в Новардоке говорили, что в третий раз человек уже чувствует, что просто выполняет заповедь, совершая этот поступок. «Горе называющим зло — добром, а добро – злом, принимающим темноту за свет, а свет за темноту, горькое – за сладкое, а сладкое – горькое! Горе мудрецам в своих глазах, видящих самих себя разумными!» (Йешяу, 5:20-21). Что значит «Видящих самих себя разумными»? Со своей точки зрения они действительно на прямой дороге! Они повернулись спиной к истине, поставили себе ошибочную цель и упорно идут к ней!
Рассказывают, что один из глав светских пришел к Хазон Ишу с предложением: «Давайте все будем одним народом, почему должна быть такая пропасть между религиозными и светскими?»
Ответил Хазон Иш: «Как это возможно? У нас ведь даже общего языка нет! То, что у вас называется словом “развлечение”, у нас называется “грех, который нельзя совершать даже под угрозой смерти”»!
Хатам Софер говорил о сказанном в Теилим: «Как далек восток от запада, отдалил от нас наши грехи». Что значит: «Как далек восток от запада»? Когда человек стоит лицом к востоку, весь восток перед ним, а к западу он не имеет никакого отношения, ведь он у него за спиной. Что он должен сделать, чтобы отдалиться от востока и наладить связь с западом? Очень просто: повернуться, и все! Так «человек, уходящий с дороги разума, отдохнет в обществе духов (Геинома)» (Мишлей, 21).
Если человек повернулся спиной к истине, весь его мир – ложный, и, на первый взгляд, это невозможно исправить. Но на самом деле исправление очень легко: повернуться к истине! И тогда человек будет знать, какова его цель, и на что он должен обратить свое внимание и стремление. Каков прямой путь, который он должен выбрать, и за что он должен раскаиваться.
В этом и заключается вся идея недельной главы Бемидбар: объединить всей сыновей Израиля с их семьями, отчими домами, все колена и лагеря – вокруг Мишкана!
Чтобы они знали, что именно это – центр, это самая внутренняя точка. Вокруг нее – лагерь левитов, и весь народ окружает его. И если взгляд – взгляд верный, духовный и полный нравственности, если человек знает, что делать, и за что раскаиваться, то все укоры и проклятия оказываются у нас за спиной, а дарование Торы – перед нами.
Перевод: г-жа Лея Шухман