Ваишлах — Песнь сатана

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1777
песнь

Недельная глава Ваишлах

Наш праотец Яаков остался один, ему встретился ангел Эсава и боролся с ним всю ночь. Он показывался ему в разных лицах: как идолопоклонник, как мудрец Торы, как страшный разбойник и как пастух. Он пытался нанести изъян совершенству Яакова, «И увидел, что ему не одолеть (Яакова)… и сказал ему: “Отпусти меня, ибо взошла заря”. Сказал ему Яаков: “Ты что – вор или грабитель, что боишься рассвета?” Ответил тот: “Я – ангел, и с момента, как я был создан, не пришло мое время пропеть песнь Творцу – а только сейчас”» (см. Хулин, 91б)

Нужно понять, почему именно сейчас пришел его момент петь Творцу?

Песнь ангела – это выполнение его предназначения. Каково предназначение сатана, для чего он создан? На первый взгляд – для того, чтобы заставить человека согрешить. Однако это неверно. Сказано в святой книге «Зоар»: один царь решил проверить, насколько сын предан ему. Он велел одному из своих придворных попытаться уговорить сына восстать против царя. Чего желает царь? Чтобы сын выстоял в испытании и не послушался того придворного. Тогда царь еще больше будет любить сына и щедро наградит того придворного. Однако, если придворному удастся подбить сына на восстание, царь рассердится и на сына, и уж тем более — на придворного!

С начала существования мира сатан пытался соблазнить людей грешить, – и у него это получалось! Однако не приходило его время петь песнь, поскольку Творец, благословен Он, возмущался этими «успехами». И только тогда, когда сатану никак не удалось задеть нашего праотца Яакова, – тогда пришло его время петь песнь!

Получается, когда мы грешим, не дай Б-г, мы вредим дурному началу: оно-то желало, чтобы мы выстояли в испытании, зачем мы его послушались!

Теперь понятно, почему мы говорим в Йом Кипур: «За грех, который мы согрешили перед Тобой посредством дурного начала». Ведь, казалось бы, зачем это говорить отдельно? Любой грех мы совершаем благодаря дурному началу, ведь сказано в трактате Брахот: «Известно и открыто Тебе, что мы желаем выполнять Твою волю. Что же нам мешает? Закваска в тесте». Под закваской имеется в виду дурное начало, которое приводит нас к греху. Так зачем исповедоваться об этом отдельно?

На самом же деле, мы исповедуемся о грехе, который совершили против дурного начала. Оно поставило нас перед испытанием, чтобы мы преодолели это испытание. А мы сдались. И Царь наш, Отец наш сердится на нас – и на него…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=57130