Глава Ваишлах — «Суды Б-га – истина»

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

445
суды Б-га

История с Диной – какая беда, какая сердечная боль, какой позор! Представим себе, что это случилось бы в наше время, в нашем районе! Ужас! А это произошло в доме избранного из праотцов! Как можно это понять?

Делать нечего, придется приоткрыть сказанное в наших святых книгах: здесь речь шла о перевоплощении душ и их исправлении. Однако мы не занимаемся тайнами.

Мы признаём, что все это недоступно нашему пониманию, и не можем объяснить. Но только один вопрос – почему наш праотец Яаков должен был так пострадать?

Напомним, что сказано в Теилим: «Суды Б-га – истина, праведны все, как один». Объясняет рав Исраэль Салантер, что, когда бейт дин выносит приговор, может так произойти, что невиновные пострадают. Например, человека приговорили к смерти. Чем виновата его жена, что станет вдовой? Чем виноваты его дети, которым суждено осиротеть? Что делать — таков человеческий суд. Однако Небесный суд не таков, если невинный может пострадать из-за него, приговор не будет вынесен!

Великий рав Эльханан Вассерман приводит по этому поводу историю из Иерусалимского Талмуда. В Иерусалиме была засуха. Вода в колодцах закончилась, люди сильно страдали от жажды. Раби Йоханан бен Закай сказал своему слуге: «Иди в Бейт-Микдаш, встань у входа в эйхаль и скажи так: “Мой господин хочет пойти постричься, но жаркая погода ему мешает”». Выполнил все слуга, и тут же пошел дождь.

А ведь это удивительно! Свыше установлено, что люди будут страдать от жажды до смерти, так какая разница, что раби Йоханан бен Закай почувствует такое небольшое неудобство, что не сможет пойти постричься?

Однако «Суды Б-га – истина, праведны все, как один»». Если раби Йоханану бен Закаю не полагается даже такое крошечное страдание, из-за этого весь мир перестанет страдать (правда, в итоге каждому придется расплатиться со своим «долгом» в отдельности, если он не раскается).

Великий рав Элияу Лопьян объяснял подобным образом стих (Дварим, 32): «Он – твердыня, чисты Его деяния, праведны все Его пути. Он – верный Б-г, Ему чужда несправедливость, Он праведен и прям». Нужно понять, неужели праведность Всевышнего выражается в том, что Он не совершает несправедливости? Это непонятно. Объяснение же таково: несмотря на то, что все Его пути – суд, Он заботится о том, чтобы в результате Его суда не пострадал невиновный, и Он наказывает только так, что всем, кто связан с главным грешником, тоже положено пережить страдание.

Почему же тогда нашему праотцу Яакову пришлось пережить такое тяжкое горе?

Мы видим здесь страшное проявление сказанного в Теилим: «Грозен Всевышний из Своего Святилища». Говорят мудрецы: читай не «Своего Святилища», а «Своих святых». Когда Всевышний судит своих святых, Он судит их вплоть до грехов толщиной в волос (т. е. даже за малейшее прегрешение).

Яаков представил Эсаву своих жен и одиннадцать своих детей (Биньямин тогда еще не родился). Пишет Раши: а где была Дина? Дину Яаков спрятал в сундук и закрыл на замок, чтобы она не приглянулась Эсаву. Дина же обладала потенциалом вернуть Эсава на праведный путь. Поэтому, поскольку Яаков не дал ее брату, она попала в руки Шхему.

Непонятно, как можно было требовать от Яакова выдать дочь замуж за Эсава, ведь сказано: «Тот, кто выдает дочь за невежду, как будто связывает ее и кладет перед львом».

Отвечает рав Йерухам Лейвович от имени Сабы из Кельма: да, Яаков действительно должен был спрятать ее от своего брата, но… с тяжелым сердцем, с глубокой печалью. Как говорит сам рав Лейвович: «Всевышний взыскал с него за то, что он закрыл крышку сундука с громким стуком!»

Грех величиной с тончайший волос.

До сих пор понятно. А чем провинилась наша праматерь Лея? Ведь вспомним – Лея родила шесть сыновей, а потом родила дочь, которую назвала Дина (от слова «дин», суд). Комментирует Раши: «Дина – поскольку Лея рассудила себе: если это будет мальчик, получится, что моя сестра Рахель родит меньше, чем наложницы (которые родили по два мальчика)? Лея помолилась, и мальчик превратился в девочку». А буквально в следующей строке сказано: «И вспомнил Всевышний Рахель, услышал ее, и открыл ее чрево», — и она родила Йосефа.

Что думала Лея? Она радовалась радостью своей сестры, и сказала себе: «Ничего, и дочь доставит мне радость. Не только сын, но и зять будет…»

Ну, а каково продолжение? Шхем, сын Хамора, возжелал ее и взял себе.

Не такой радости ждала Лея, не о таком зяте молилась!

А в конце Шхема убили, и Дина вернулась домой опозоренная и измученная. Что могла подумать Лея? «Это награда за мою заповедь? Это то, что я получила за свою молитву о сестре, чтобы у меня родилась девочка…» Несомненно, у нее была причина недоумевать и возмущаться!

Все верно. Но чем все кончилось? Сказано в Мидраше, что Дина забеременела от Шхема и родила девочку. Сыновья Яакова отправили ее подальше, а Всевышний привел ее в Египет, в дом Потифара. Жена Потифара, которая была бездетной, удочерила ее. Впоследствии Йосеф взял ее в жены, и она родила ему Менаше и Эфраима.

Да, вот так. В итоге Лея получила в зятья ни много, ни мало, а самого Йосефа. Она отказалась от рождения одного колена, а в итоге удостоилась двух колен – Менаше и Эфраима.

Что мы учим из этого? Что нечего возмущаться, когда мы не понимаем, почему происходят те или иные события. Понять все можно только в конце.

Так наши мудрецы объясняют и сказанное у пророка Амоса (9): «Вот наступают дни, — слово Б-га, — (когда) подойдет пришедший пахать к жнецу, (продолжающему жать), а давильщик винограда – к несущему семена». В наше время человек видит крестьянина, вспахивающего поле, и удивляется: зачем тот напрасно трудится, разрыхляет землю. На следующий день видит, что он бросает в борозды хорошие семена, годящиеся в пищу, — собственными руками портит их. И только по прошествии времени, когда прорастут зерна, превратившись в колосья, и крестьянин пожнет их, станут постфактум понятны и все его предыдущие действия, которые казались потерей времени и порчей урожая. Так и в будущем – все станет понятно, как будто пашущий встретится с пожинающим урожай, а тот, кто давит виноград и делает вино, – встретится с сажающим виноградную лозу. Когда видишь результат, выросший из начальных действий – уже нет вопросов!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48426