Шмот — Религиозные воруют из казны?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

802

Недельная глава Шмот

«Приказал фараон всему народу: каждого новорожденного мальчика бросайте в Нил» (Шмот, 1:22).

Правительство в Польше было антисемитским, и любые недовольства и жалобы граждан, их гнев и разочарование — направляло против евреев. Оно обвиняло евреев в том, что они обирают народ, и из-за них такое тяжелое экономическое положение в стране. Настраивало против нас все виды средств массовой информации. Устроило полный экономический бойкот евреям, что разорило людей до нитки. Выносились очень тяжелые постановления, но правительство было осторожным и старалось не устанавливать откровенно шовинистских законов. Закон был основан на равенстве: все должны отдыхать в воскресенье и работать в субботу. Все должны были платить огромные налоги, но бухгалтерские книги проверяли только у евреев.

Великий рав Меир Шапиро был представителем еврейства в сейме, польском парламенте. Однажды он не выдержал и сказал им: «Сказано: “Приказал фараон всему народу: каждого новорожденного мальчика бросайте в Нил”. Комментирует Гемара: этот приказ касался и самих египтян.

Это непонятно: ладно, евреи – они были замученными рабами, над ними издевались, как хотели. Но народ фараона, как он не возмутился? И еще – в Таргуме (переводе Онкелоса) на этот стих сказано, что фараон приказал своему народу бросать в реку только еврейских мальчиков. Это, вроде бы, противоречит словам Гемары.

Ответ заключается в следующем: фараон объяснил своему народу, что некрасиво мучить официально только евреев. Так что мы вынесем общий приговор. Но на деле – только еврейских детей бросайте в реку».

Ах, как колесо истории вращается! Наше государство управляется по равноправным критериям. Все учреждения обязаны получать официальные разрешения и справки, проходить проверки, все обязаны подчиняться одинаковым условиям и постоянно докладывать государству о состоянии дел. Однако почему-то реализуют это в основном в отношении торанических учреждений…

Как-то меня пригласили дать лекцию в светском киббуце. Сказали, что люди пробуждаются, что есть интерес, желают организовать там урок Торы. Ну, Саба из Новардока уже сказал, что нужно сеять везде, где только можно, и жать там, где выросло. Кто знает, может и там какое-нибудь семечко прорастет… Так и было, кстати говоря, но узнал я об этом через много лет, и это отдельная история. В общем, я приехал и говорил с ними о важности каждой заповеди, о том, что немного света прогоняет большое количество тьмы в сердце человека, и что нам следует стараться усиливать духовность в себе еще и еще, освещать все больше и больше. Ну, о чем уж можно говорить в таком месте?

Один кудрявый парень поднял руку: «Можно вопрос?»

«Пожалуйста», — ответил я.

«Вы, рав, говорите о стремлении все больше и больше увеличить духовность. А я вижу, что религиозные представители в Кнессете озабочены только тем, как бы добыть все больше и больше денег, добиться новых бюджетов, и выдоить из государственной казны как можно больше!»

По ухмылкам присутствующих я понял, что этот вопрос интересует всех.

Я возмутился: «Во-первых, как это связано с нашей темой, с тобой и со мной?! Я должен жить в мире с самим собой, стремиться духовно расти, улучшать себя. Я не назначал никого – и не могу назначить – улучшать себя вместо меня, в том числе и членов Кнессета! Не хочешь – не голосуй за них, но какое это имеет отношение к нашей теме? Я прошу не задавать отвлекающих вопросов! Если хотите – после лекции отвечу».

Я увидел, что все посерьезнели, и продолжил урок. Когда он закончился, тот парень подошел ко мне: «Ну, а теперь можно получить ответ?»

Нас тут же окружили остальные слушатели. Я же улыбнулся:

«У меня есть даже два ответа, и оба верных. Во-первых, много лет назад я услышал замечательное высказывание от имени Бааль Шем Това: “Если “выжать” молитвы еврея, из них польются деньги”. После всех молитв и просьб, в итоге, он просит заработка – и побольше. Но если “выжать” деньги, мы получим духовные цели: ради чего еврей просит денег? Чтобы оплатить учебу детей, чтобы провести Шаббат, чтобы достойно женить детей…

То же самое и здесь. Религиозные представители Кнессета просят денег. Но ради чего? Ради спортивных программ и развлекательных представлений? Ради фестивалей, состязаний, театров и стадионов? Они ведь просят добавить учебные классы, добавить поддержку аврехим, трудящимся над Торой и т. п. Ведь это все – духовность!

Это – во-первых. А во-вторых… здесь, в киббуце, задают этот вопрос? А сколько бюджетов поглотили сами киббуцы, сколько в них вкладывали на протяжении всей истории страны? Но все внимание – в сторону единственной овечки бедняка…

А в-третьих… Вспомним царскую Россию: там евреев преследовали официально. Засунули около полумиллиона людей в “черту оседлости” – узкую полосу вдоль границы с Польшей. Евреи жили там в страшной тесноте, в бедности и нищете. Поэтому многие старались пробраться в столицу – Санкт-Петербург, ну или в Москву. Там было заработка вдоволь, но был большой страх: в один момент могли выгнать обратно, без копейки за душой. Помогало одно древнее налаженное средство: давали взятки чиновникам, чтобы те “не обращали внимания” на нарушение закона.

Так это продолжалось, пока не появился один выкрест по имени Зусман, который взял на себя задачу обнаруживать евреев и выгонять их в общее “гетто” – черту оседлости. Подкупить его было нельзя, он был полон желания причинять зло евреям, насколько только можно. Когда евреи увидели, что положение серьезно, обратились к великому раву Ицхаку Эльханану Спектору из Ковно (Каунас), чтобы он уговорил выкреста прекратить свою войну.

Когда Зусман услышал просьбу рава, он возмутился: “Я просто ушам своим не верю! Рав просит меня не подчиняться закону? Ведь сказано в Торе, что следует выполнять законы государства, где проживаешь! А тут рав дает алахические разрешение давать взятки? Ну, рав, я вас просто не понимаю!”

Ответил ему рав: “Послушай. Когда ангелы пришли разрушать Сдом, они обнаружили Лота сидящим во вратах города. Говорит Раши, что в тот день его назначили главным судьей (а в те времена судьи сидели у ворот города).

Нужно понять: сказано, что, если бы в городе было десять праведников, они бы спасли Сдом. Каким образом? Объясняет Ибн Эзра: “в городе” – т. е. они действуют в городе, и есть шанс, что спасут его своей благословенной деятельностью, так что стоит подождать и увидеть, каким будет результат. Так если именно тогда назначили Лота судьей, казалось бы, с таким честным судьей, как Лот, у них были шансы улучшить свое поведение.

Но мы видим, что произошло все наоборот: пятьдесят два года город с его жестокими законами существовал, и его не разрушали, а именно в день, когда Лот был назначен судьей, Свыше был вынесен приговор на уничтожение. Почему?

Вот, что я тебе скажу: законы Сдома были сами по себе извращенными и искаженными. Как можно было там выжить? Очень просто: судьи тоже были испорченными, и брали взятки. Так что как-то жизнь продолжалась. Однако, когда был выбран порядочный судья, который будет честно проводить законы Сдома в жизнь, и его невозможно убедить проигнорировать их, нет больше возможности жизни в Сдоме!

Вот и я говорю, — закончил рав, — закон государства имеет для нас силу, когда это справедливый закон, равноправный для всех жителей государства. Однако, когда изначально постановляют тяжелые условия для евреев – это просто гонения. Но все-таки выжить можно, прилагая усилия и давая взятки. Однако, если появляется такой “праведник”, который ставит себя судьей, чтобы неукоснительно выполнять все эти зверские законы – он выносит “Сдому” смертный приговор!”»

И я тоже подвел итог: «Ведь за что борются посланники харедимных партий? За равноправное распределение средств! Вы знаете, что десятки тысяч религиозных детей учатся в караванах, мучаясь от жары летом и от дождей и холода зимой? За что они воюют? За поддержку колелей и ешив, которая и близко не приближается к поддержке студента, изучающего японскую поэзию или пишущего диссертацию по греческой законодательной системе! За поддержку уроков Торы, которая не приближается к поддержке спорта и театров! И это вас возмущает?»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=59438