Итро — Конструктивная критика

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1679

Недельная глава Итро

«И услышал Итро» (Шмот, 18:1).

У Итро было семь имен: Реуэль, Йетер, Итро, Ховев, Хевер, Кейни и Путиэль. Непонятно, зачем человеку семь имен?

Раши же объясняет: «Имя Йетер (добавил) – из-за того, что он добавил главу в Торе: “А ты выбери (из народа сильных людей… и назначь их главами над тысячами, над десятками тысяч… Они будут судить народ в любое время… Тебе будет легче, потому, что они разделят с тобой бремя)». Имя Итро – когда он сделал гиюр, и стал выполнять заповеди, добавили ему одну букву в имя.

А я спрашиваю: конечно же, добавить главу в Тору – это великое достоинство, и подобало, чтобы она была названа его именем. Однако та часть, которую он добавил, начинается четырьмя стихами раньше: «Сказал тесть Моше ему: нехорошо то, что ты делаешь. Совсем измучаешься и ты, и этот народ, который с тобою. Такое дело тебе не под силу, ты не справишься с ним один». Т. е. глава начинается с критики, которую высказал Итро по поводу того, что Моше рабейну судил народ в одиночку. Почему же тогда Раши пишет, что Итро добавил в Тору часть «А ты выбери», почему он говорит, что глава начинается с предложения Итро?

Отсюда мы учим важный принцип: критика сама по себе, поиск того, что не так, не имеет никакого смысла. Есть такая поговорка: «Мимолетный гость видит каждый изъян». Но нужное качество – это способность предложить эффективное улучшение, указать, что исправлять и как это делать!

Заповедь порицания — это заповедь Торы (Ваикра, 19:17). И, как и в любой заповеди, здесь тоже есть конкретные законы, как ее выполнять. Вот, что пишет Рамбам («Илхот Деот», гл. 6, закон 7): «Если человек видит, что его друг грешит или идет по нехорошему пути, у него есть заповедь вернуть его на правильный путь, и сообщить ему, что он грешит против себя своими дурными деяниями. И пусть говорит с ним спокойно и мягко, и объяснит ему, что говорит с ним только ради его же блага».

Слова его имеют источник в стихах Мишлей (19:19-20): «В ком много ярости (объясняет Альших: тот, кто укоряет в сильном гневе), понесет наказание (будет наказан за такой укор, поскольку запрещено укорять человека в гневе, а лишь спокойно и мягко. Ведь нельзя, чтобы укор был возможностью излить гнев), только спасти (только мягкие слова принесут пользу) и добавишь (скажешь): слушай совет и прими нравоучение (ради твоего же блага), чтобы стать мудрым в конце».

Ударение должно ставиться не на критике прошлого, а на исправлении в будущем!

Об этом и сказал мудрец в трактате Эрхин (16б): «Я сомневаюсь, что в этом поколении есть хоть один, кто умеет укорять». Комментирует Раши: укорять с уважением, так, чтобы человек не переменился в лице (покраснел или побледнел)…

Ведь если укор – это выражение критики, человек наверняка обидится, возмутится и не захочет слушать. Если же все намерение укоряющего – принести пользу, предложить способ улучшить ситуацию, это будет принято. Как пишет Виленский Гаон в комментарии к Мишлей (10:20): «Если человек укоряет другого резкими словами, позорит его, говорит: “Почему ты так и так делаешь?”, ругает его – тот не примет его критику. Однако праведник, который умеет укорять, приходит к человеку с мягкими и утешающими словами, и все тянутся к нему!»

Двое гоняются за мышами и уничтожают их: хозяйка и кошка. Но хозяйка хочет, чтобы мышей не было. А кошка хочет, чтобы они были, и она сможет есть их и насыщаться…

Так есть и два вида укоряющих: первому по-настоящему искренне больно за происходящее, и он хочет помочь человеку исправиться, так, чтобы больше не было за что критиковать. А второй ищет изъяны и недостатки, чтобы было за что и на кого набрасываться и изливать свой гнев, возмущаться и осуждать. И он — как «дурное начало, подобное мухе» (Брахот, 61а), которая летит на любую рану, чтобы отложить там свои яйца («Мидраш Танхума», гл. Ки Теце, 10).

Вообще, есть люди, которые просто специализируются на критике. Во всем находят отрицательные стороны и недостатки. Но это не путь…

Благочестивый автор «Ховот а-Левавот» (Врата отрешенности, гл. 4) перечисляет достоинства тех, кто идет путями отрешенности: «Он не осуждает, и не говорит о (других) людях». Давайте задумаемся: «Не говорит о других людях» – даже положительные вещи, как сказано (Бава Батра, 164б, Эрхин, 16а), что человеку не следует никогда говорить хвалы о другом человеке, потому что от этого он может перейти к осуждению. Зачем тогда было писать вначале «он не осуждает»? Идея в том, что он совершенно не сосредотачивается на недостатках. Во всем он ищет достоинства. Как сказано в той же книге «Ховот а-Левавот» (Врата смирения, гл. 6): «Рассказывается об одном благочестивом человеке, который проходил мимо падали, которая очень дурно пахла. Сказали его ученики: “Как эта падаль воняет!” А он ответил им: “А какие у нее белые зубы!”, и они пожалели, что сказали о ней плохое».

Добавим, что рав укорил учеников своим ответом, но он не выразил открытую критику, а показал им, как правильно смотреть на вещи.

Вот так нужно укорять!

Я помню, что лучшие ученики в нашей ешиве отличались изобилием своих знаний и открытий в Торе: кто изучал в глубину и отличался остротой своих логических рассуждений, кто обладал широкими познаниями во многих областях. Но был один, чья сила заключалась в критике и разрушении идей других учеников. Ты сказал так, а может, на самом деле, должно быть по-другому. Ты привел доказательство – а кто сказал, что оно верное. Выдвинул гипотезу – есть ее опровержение в Гемаре. Порой он оказывался прав, но чаще всего – нет. Но своих идей никогда не высказывал. Как все этого ждали, чтобы их опровергнуть…

А я всегда думал – ведь сказано в мидраше (к Мишлей, 10): «Посмотри, насколько тяжел день Суда, когда в будущем Всевышний будет судить весь мир. Когда предстанет пред Ним мудрец Торы, Он спросит его: “Ты занимался Торой?” Тот ответит: “Да”. Скажет ему Всевышний: “Поскольку ты признался (что учил Тору), расскажи мне, что ты учил, что повторял”». Все учащиеся ешивы будут рассказывать свои открытия в Торе, повторят хабуру (небольшой урок, которые учащиеся готовят сами), которую говорили в свое время. Подойдет очередь того парня, и он скажет: «Владыка мира, у меня нет своих открытий. Но если Ты скажешь мне что-нибудь, я это опровергну. В этом я специалист…»

И Тора говорит нам, что это неверный путь. «Нехорошо то, что ты делаешь» – не это глава, которую добавил Итро, которая названа по его имени. А «выбери из народа…»!

Указывай не на проблемы, а на их решение!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=61439