«”Если вы будете слушать Меня и хранить завет со Мной, то вы будете Мне избранным из всех народом, ведь вся земля принадлежит Мне. А вы будете у Меня царством властителей и святым народом!” Вот эти слова передай сынам Израиля» (Шмот, 19:5-6).
Раши: «Эти слова…» – не больше, и не меньше.
Автор книги «Толдот Аарон» объясняет сказанное притчей: у сказочного богача была единственная дочь, умница и красавица, обладавшая всеми возможными достоинствами. Позвал он свата и сказал ему: «Иди-ка к родителям такого-то юноши, гениального ученика, отличающегося большой Б-гобоязенностью и прекрасными душевными качествами, и предложи им мою дочь в невесты».
Спросил сват: «Сколько ты дашь в приданое?»
Богач ответил: «Ты знаешь, я не стеснен в средствах, и все, что у меня есть – принадлежит ей, ведь это моя любимая дочка. Скажи им, что я даю все необходимое: большую квартиру, меблированную целиком, до мелочей. Кроме того – сама свадьба, а также одежда и обувь, как для невесты, так и для жениха, и для его родителей, – тоже за мной. Кроме того, у него не будет материальных забот, сможет учить Тору, сколько захочет, пока не станет великим мудрецом Торы…»
Богач знал, что есть сваты, которые добавляют к словам одной стороны, чтобы убедить другую сторону согласиться на предложение, а есть и наоборот – такие, которые изначально говорят меньше, чем он сказал, чтобы, когда начнется «торговля» между сторонами, сват сможет представить, что та сторона как бы согласилась пойти навстречу другой стороне и добавить еще. Поэтому он предостерег свата: «Скажи точно, что я говорил – не больше, и не меньше».
Ну что, притча замечательная, но как ее понять? Ладно еще, «не меньше» – это ясно. Возможно, Моше рабейну пожелает, чтобы евреи приняли Тору не ради награды. Ведь Всевышний что обещает? Что они будут Его избранным народом, Его драгоценным сокровищем. Они знают, что все принадлежит Ему – и земля, и серебро, и золото, и жизнь, и здоровье, и радость, и изобилие, — и все это будет их, а они будут ему царством коэнов и святым народом, возвышенными и приближенными к Нему. Так Моше рабейну мог сказать: пусть примут Тору ради Небес, не думая о награде и почете! Поэтому Всевышний говорит ему: «Не меньше». Евреи еще не на такой высокой духовной ступени. Они все еще на уровне «Пусть изначально человек занимается Торой и заповедями даже не ради Небес, поскольку из этого он придет к уровню “ради Небес”» (Псахим, 50б).
Но что такое «не больше»? Есть ли что-то большее, чем тот богач пообещал в притче, и чем Всевышний пообещал на самом деле?
Ответ я понял из следующей истории. Один молодой парень, учащийся ешивы, пришел к великому Стайплеру (раву Яакову Исраэлю Каневскому). Пожаловался, что ему тяжело учить Тору.
Что это за шуточки? Тяжело ему, видите ли. Он старше тринадцати? Ну, так есть у него обязанность учиться! А беречь свои уста от запрещенных разговоров — не тяжело? А беречь глаза от запрещенных зрелищ — не тяжело? Наоборот, «чем больше страдания – тем больше награда».
Однако Стайплер ответил ему не так. Он даже не посмотрел на него удивленно: мол, как можно сказать, что учиться – тяжело? Это ведь самое сладкое занятие в мире, самое приятное и притягательное! Никогда не видели Стайплера без книги в руках. И с каким усердием, с каким пылом и вдохновением он учился! Без всяких машгихим (духовных наставников) над головой, просто не мог оторваться от учебы Торы! Как он один раз сказал мне с улыбкой: «Знаешь, раби Яаков, благословение на Тору – это не благословение на заповедь, а благословение на получение удовольствия!» Так он чувствовал, в самом прямом смысле. В ешиве в Белостоке он учился по 36 часов подряд, день, ночь и еще день. Вторую ночь он спал, набирался сил, а потом – еще 36 часов! Потому что Тора – слаще меда и цветочного нектара! И даже когда уже стал известным, и люди приходили к нему за советом – между тем, как один человек выходил, а другой заходил, – он уже успевал погрузиться в книгу, хоть еще пару строчек успеть. А тут приходит юноша и жалуется, что ему тяжело учиться. Просто уму непостижимо!
Однако Стайплер не удивился, и, уж тем более, не отругал юношу. Он улыбнулся своей чудесной улыбкой и сказал: «Я понимаю, час – это тяжело. А полчаса, можешь?» – «Нет, рав, — ответил тот, — полчаса тоже не выдерживаю…» – «А четверть часа?» – «Тяжело…» Улыбка Стайплера расширилась. Это не была насмешливая улыбка, не дай Б-г. Это была улыбка сочувственная, понимающая: «А пять минут?» – «Пять минут – могу».
Как Стайплер обрадовался! «Пять минут Торы! Это же сокровище!» А потом продолжил: «Поучись пять минут, сделай перерыв. Встань, походи, отвлекись. А потом поучись еще пять минут. И так, пять минут и еще пять – и ты еще станешь большим знатоком Торы! Получишь знания и приобретешь вкус к учебе, и, кто знает, может в дальнейшем сможешь учиться шесть минут подряд, а потом десять. Но прежде всего – эти пять минут драгоценны сами по себе!»
Что я из этого выучил? Что нельзя судить других людей по своей мерке, в соответствии с моими достижениями и моим взглядом на жизнь. Как сказано в Пиркей Авот (2:4): «Не суди другого, пока не окажешься на его месте». Только если ты будешь смотреть на вещи с его точки зрения, сможешь помочь ему!
И тогда я понял повеление Всевышнего Моше рабейну! Когда Моше рабейну услышал обещания Всевышнего, он наверняка был в ужасе: получить Тору ради материальных благ? Стать избранным народом Царя, получить Его сокрытую драгоценность, которой Он радуется, чтобы быть важными и почитаемыми, и чтобы иметь материальный достаток? Да ведь Тора освящает человека, прилепляет его к его Творцу: «Всевышний, Тора и народ Израиля – это единое целое»; «Заповедь – свеча, а Тора – свет». Это ведь все духовность, это бесконечное сияние…
А Всевышний ему говорит: «Не больше». Не говори им о твоем возвышенном понимании, о твоих понятиях и достижениях. Это не их уровень, сейчас они не поймут, о чем ты говоришь. Говори с ними на их языке: богатство, почет и так далее.