Трума — Взывать к Творцу о помощи

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

351
крувим

Недельная глава Трума

В Торе сказано о керувим, что «они были обращены лицами друг к другу».

А в Писаниях (Диврей а-Ямим 2, 3:13) сказано: «Их лица были обращены к Бейт-Микдашу» (и таким образом, отвернуты друг от друга). Гемара в трактате Бава Батра (99а) объясняет, что, когда народ Израиля выполнял волю своего Творца, лица керувим были обращены друг к другу, подобно любящей паре, и это было знаком, что Всевышний любит народ Израиля. Так они были созданы изначально, лицом к лицу, чтобы в народе Израиля пребывала Шехина, а евреи выполняли волю Творца. Когда же они не выполняют Его волю, керувим, чудесным образом, поворачивают свои лица в сторону Бейт-Микдаша. Также сказано в трактате Йома (54а), что, когда евреи приходили в Иерусалим во время праздников (регалим), коэны открывали занавесь в Святая Святых показывали народу керувим, когда они обнимают друг друга, и говорили им: «Смотрите, как Всевышний вас любит!»

Спрашивает Ритва от имени рава Йосефа из Гааш (великий учитель Рамбама): известно, что, когда римские войска ворвались в Бейт-Микдаш, они обнаружили в Святая Святых, что керувим обнимают друг друга.

А ведь это было в момент полного разрушения, когда евреи явно не выполняли волю Творца! Как такое может быть?

Давайте подумаем: по словам Рашбама, керувим изначальны были сделаны таким образом – лицом к лицу. А когда евреи не выполняли волю Всевышнего, они, чудесным образом, отворачивались друг от друга. Но кто это видел? Ведь в Святая Святых никто не заходил, и занавесь закрывала их.

Значит, происходило это так: когда народ Израиля не удостаивался, и первосвященник входил в Святая Святых в Йом Кипур, чтобы воскурить благовоние, он видел, что лица керувим повернуты в сторону Бейт-Микдаша, что символизирует отдаление от Творца. Он в ужасе выходил и делал знак народу, что ситуация такова. Легко представить себе, как все, с разбитым сердцем, рыдали и раскаивались перед Всевышним.

Потом первосвященник брал кровь быка и входил, чтобы брызнуть ею в Святая Святых.

И если он видел, что лица керувим все еще отвернуты друг от друга, он выходил и говорил об этом, и пламенные молитвы пронзали небеса.

Потом он зарезал козла и входил, чтобы брызнуть его кровью, и, если видел, что до сих пор между Всевышним и Его народом нет согласия – снова говорил, и можно себе представить, какие реки слез проливались, как все умоляли Творца принять их раскаяние.

Потом он входил уже в конце дня, чтобы забрать совок, на котором воскурялось благовоние, и видел, смилостивился ли Творец, благословен Он, повернул ли Свой Лик к народу.

Получается, что этот «гнев» Всевышнего, проявлявшийся в том, что керувим отворачивались друг от друга, был направлен лишь на то, чтобы пробудить евреев к раскаянию и новому приближению к Нему.

При разрушении Бейт-Микдаша уже все было по-другому. Всевышний уже скрыл Свое присутствие, и чуда «лицом к Бейт-Микдашу» уже не происходило. Поэтому керувим просто вернулись в свое изначальное положение «лицом друг к другу». Так их и обнаружили римляне!

Так можно понять и слова Гемары (Йома, 75а): «Сказал раби Йоси: Посмотри, насколько поведение (мида) Всевышнего не похоже на поведение человека. Если один человек обидел другого – тот портит ему жизнь. Всевышний же совсем не так. Когда Он проклял змея, Он сказал: “прахом будешь питаться всю жизнь свою”». Тот залезает на крышу – у него есть еда, спускается на землю – у него есть еда. Что это за проклятие такое? Ответ в том, что другие животные ищут себе пропитание и поднимают глаза к Творцу, как сказано (Теилим, 147:21): «Львы рычат в поисках добычи и просят у Б-га пищи». А также (Теилим, 104:9): «Он дает зверям корм, воронятам, которые кричат».

Со змеем же иное обращение: «Дайте ему, чтобы Я не слышал его голоса». Что это значит?

Сказано в трактате Таанит (25б), что была засуха, и Шмуэль а-Катан постановил на следующий день пост и молитву. Однако утром, еще до восхода солнца, пошел дождь. Люди обрадовались, посчитав, что это показывает, насколько Всевышний любит их, что исполнилось: «Прежде, чем позовут Меня, Я отвечу». Однако Шмуэль а-Катан сказал: «Я приведу вам пример, на что это похоже: на слугу, которого царь терпеть не мог. Как-то раз царь увидел, что тот идет во дворец, чтобы попросить что-то у царя. Сказал царь: “Дайте ему, чтобы я не слышал его голоса!”»

Об этом говорится и в трактате Йома (76а). Спросили ученики раби Шимона бар Йохая, почему народ Израиля получал ман в пустыне каждый день, а не, скажем, раз в год. «Приведу вам пример, — ответил раби Шимон, — жил-был царь, у которого был единственный сын. Царь выделил ему сумму на жизнь, которую выдавали ему раз в год. Сын и приходил к отцу только раз в год. Тогда царь повелел, чтобы ему выдавали денег только на один день. Он стал встречаться с отцом каждый день. Так и евреи: каждый, у кого было четыре-пять детей, тревожились: “А вдруг завтра не пойдет ман, и мы все умрем с голоду?”

И получалось, что все они направляли свои сердца к своему Небесному Отцу».

Известна история о раве из Бриска, который был главой колеля выдающихся аврехим, знатоков Торы – зерна, из которого позднее выросла знаменитая ешива «Бриск». Конечно, раву приходилось нести бремя их содержания. Однажды приехал состоятельный еврей из Америки и сообщил раву, что он готов полностью содержать колель, освободить уважаемого раввина от тревог и волнений. Все будет на нем, он будет выделять десятки тысяч каждый месяц.

«Десятки тысяч?» – ответил рав, — «Да и за миллионы я не продам заслугу зависеть от Всевышнего!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=85644