Недельная глава Эмор
В Мидраше (Ваикра Раба, 30:9) говорится, что все четыре вида растений, которые нам заповедано возносить в Суккот, намекают на Всевышнего. Этрог — «при эц hадар» (плод великолепного дерева) – это Всевышний, о Котором сказано: «В сияние и великолепие облачился Ты» (Теилим, 104:1). «Ветви финиковой пальмы» – это Всевышний, о Котором сказано: «Праведник, как финиковая пальма, расцветет» (Теилим, 93:13). Мирт – это Всевышний, о Котором сказано: «Он стоит между миртами» (Зехарья, 1:8). Речная ива (арава) – это Всевышний, о Котором сказано: «Превозносите Всадника, скачущего на небесном своде (аравот)» (Теилим, 68:5).
В наших святых книгах объясняется, что эти четыре вида растений соответствуют четырем буквам Имени Творца («Шаар а-каванот», друш 4 на Суккот) и десяти сфирот («Зоар», ч.3).
«Бейт Йосеф» (в «Орах хаим», 651:11) приводит удивительную историю из книги рава Менахема Реканати (гл. Эмор): «Следует держать этрог вместе с остальными растениями и не отделять его от целого. Эта тайна раскрылась мне во сне, ночью первого дня Суккота, когда у меня гостил один ашкеназский благочестивый еврей по имени рабби Ицхак. Во сне я увидел, что он пишет четырехбуквенное Имя Всевышнего и отдаляет последнюю букву ה от первых трех букв. Я спросил его: «Что это вы делаете?!», а он ответил: «Так принято в наших местах». Я запротестовал и написал Имя целиком. Я был поражен этим сном и не понял, о чем он.
На следующее утро я увидел, что, когда он тряс лулав, он не держал все растения вместе, а отдельно этрог, и отдельно три остальные. Тогда я понял смысл моего сна. А мудрецы намекают на эту тайну в Мидраше, говоря, что все эти виды символизируют Всевышнего».
Хазон Иш был настолько восхищен этими словами, что поставил их во вступление своей книги комментариев на «Орах хаим».
О чем здесь речь? Нам заповедано взять как бы все четыре буквы Имени Творца, благословен Он, все десять сфирот, и «потрясти» их вперед, назад, вправо, влево, вверх и вниз, чтобы остановить плохие ветры и плохую росу (Сукка, 38а). Я слышал от одного человека, что после того, как мы провели самоанализ и раскаялись в Дни Трепета, мы удостоились прощения грехов и стали праведниками, ведь «праведник властвует над трепетом перед Б-гом» – Всевышний выносит приговор, а праведник в состоянии его отменить (Моэд Катан, 16б); праведник выносит приговор здесь, в этом мире, а Всевышний исполняет его слова в Высшем мире, как сказано (Иов, 22:28): «Отдашь повеление – и осуществится ради тебя, и над путями твоими засияет свет». Как сказала Мирьям своему отцу: «Ты – праведник, твое повеление наверняка исполнится!» (Сота, 12а)
То есть, мы как бы берем управление Всевышнего и Его меры правления (сфирот) в наши руки и «трясем» их в любую сторону, какую пожелаем, чтобы остановить «плохие ветры» и различные несчастья.
Так я слышал и поэтому поводу расскажу вам историю. Рав Лейб, сын Хафец Хаима, как-то ехал в поезде из Варшавы. Рядом с ним сидели несколько евреев-хасидов, которые были с ним знакомы и знали, что он бережет свои уста и язык. Он никогда не рассказывает ничего о своем великом отце, который уже был известен, как великий мудрец и праведник, и даже как тот, который совершает чудеса ради спасения своих собратьев. Они решили исхитриться и договорились: пусть каждый расскажет какую-то чудесную историю о своем Ребе.
Один из них был гурским хасидом, другой – александровским, третий – хасид Ребе из Пясечны, четвертый – хасид Ребе из Бяле, и каждый из них рассказал личную историю, как удостоился спасения из тяжелой ситуации благодаря совету и благословению Ребе, как сказано: «Праведник постановляет, а Всевышний исполняет». Рассказывали они по очереди, и дошли до рава Лейба. Ну, мол, не отделяйся от коллектива. Все рассказали, теперь твоя очередь.
Улыбнулся рав Лейб: «Вы все рассказывали чудесные истории о своих Ребе, как, мол, праведник постановляет, а Всевышний выполняет. Так вот, «чудо» у моего отца – что Всевышний постановляет, а он исполняет!»
Однако, добавил я, говоря с тем человеком, что, конечно же, он прав, одно зависит от другого: тот, кто выполняет постановления Всевышнего, способен и «постановить» так, что Всевышний будет исполнять это! В Мишне (Авот, 2:4) это сказано прямым текстом: «Выполняй волю Всевышнего, как свою, чтобы Он выполнял твою волю, как Его. Отменяй свои желания перед волей Всевышнего, чтобы Он отменил желания других перед твоим».
Доказательство – у самого Хафец Хаима. Во время бурь первой мировой войны российские власти арестовали ученика ешивы Радин, который был происхождением из Германии (звали его Эфраим из г. Мемеля), и обвинили в шпионстве в пользу Германии. Хафец Хаим потрудился приехать на военный суд, проходивший в г. Витебске из местечка Шумячи, где находился в тот момент, и свидетельствовал в пользу юноши. На судей это не произвело впечатления, и они вынесли Эфраиму смертный приговор. Однако, посчитавшись с его юным возрастом, они заменили приговор на десять лет каторжных работ. Когда Хафец Хаим услышал это, он бросил: «Какие же они идиоты! Присудили ему десять лет, а разве могут быть уверены в своей власти даже на десять месяцев? Да они и десяти недель не продержатся!» Было это 16 января 1917 г. А через два месяца, 16 марта 1917 г. царь Николай был смещен с трона, и все государственные преступники были освобождены, включая Эфраима из Мемеля!
Очень просто: когда человек выполняет слова Всевышнего, Тот выполняет слова человека!
Поэтому, давайте выучим еще один отрывок из Мидраша (Ваикра Раба, 30:14): Рабби Мани сказал: «Стих в Теилим (35:10): «Все кости мои произнесут: «Кто подобен Тебе, Г-сподь»! говорит ни о чем ином, как о лулаве: ствол финиковой ветви подобен человеческому позвоночнику, листья мирта подобны глазу, листья ивы подобны рту, а этрог подобен сердцу. Сказал царь Давид: «Среди всех органов тела нет более великих, чем эти, поскольку они равны всему телу, как сказано: «Все кости мои произнесут»».
Что это значит, на что это указывает? На то, что мы говорили: после того, что Дни Трепета прошли у нас удачно, и Всевышний сказал нам: «Заставил Я раствориться твои преступления, как тает туча, и как облако – твои прегрешения: вернись ко Мне, так как Я уже избавил тебя!» (Ишаяу, 44:22), теперь – возьми себя в руки. Покажи, что в твоих силах «трясти себя в любую сторону», поскольку твое сердце в твоей власти, ты – владелец своих желаний! Вперед или назад, вправо или влево – ты решаешь!
Давайте будем помнить это, и вспомним еще кое-что:
Народ Израиля в Египте находился на самом низком уровне. Они были идолопоклонниками (см. Йехезкель, 20:8),опустились на 49-ю ступень нечистоты и не имели никаких заслуг, благодаря которым могли бы быть спасены (Раши, Шмот, 3:12). И они действительно были спасены только за счет будущего: Торы, которую они должны были в будущем получить. Всевышний показал Моше, что именно вызвало их падение с духовной вершины, да еще и в такое короткое время, и от чего зависит их будущий подъем: «»Что у тебя в руке?» – спросил его Г-сподь. «Посох», — ответил тот. «Брось его на землю!» – повелел (Г-сподь). Тот бросил посох на землю, и он превратился в змея. Моше отпрянул. «Протяни руку и схвати его за хвост», — сказал Г-сподь Моше. Тот протянул руку, схватил его, и в его руке (змей) снова стал посохом».
В «Пиркей де-рабби Элизер» сказано, что особый посох был создан Всевышним в пятницу вечером (бейн а-шмашот) и передан Адаму. Адам передал его Ханоху, Ханох – Ноаху, Ноах – Шему, Шем – Аврааму. Авраам передал Ицхаку, а Ицхак – Яакову. Праотец Яаков принес его в Египет и передал Йосефу. Когда Йосеф умер, его дом опустошили и посох оказался во дворце фараона. Итро был одним из советников фараона и пожелал этот посох. Итро воткнул его в землю в своем саду, и ни один человек не мог приблизиться к нему. Когда Моше оказался у Итро, он прочитал буквы, которые были выгравированы на нем: ДаЦаХ, АДаШ, БАХаБ (аббревиатура названий египетских казней – прим. пер.), протянул руку и вытащил посох. Итро увидел это и сказал: «Он в будущем выведет еврейский народ из Египта!»
Так что это был не просто посох, это был посох, созданный в особое время, в Ган-Эдене, он назывался «посохом Б-га» (Шмот, 4:2), и на нем было выгравировано тайное Имя Творца (Таргум Йонатан там)!
И вот такой святой посох, который переходил из рук в руки великих и святых праведников мира, и впитывал их святость – если его бросают на землю, если его оставляют без контроля – сразу превращается в змея, от которого нужно убегать! Как только его хватают за хвост – он снова превращается в посох, «посох Б-га». При одном условии: «он снова стал посохом – в его руке», когда его крепко держат!
В этом и заключается двойной урок, которые преподают нам четыре вида растений: если мы возьмем себя в руки, докажем, что мы способны подчинить себя своей воле, повести себя в ту сторону, о которой решим, то и на Небесах наши молитвы и просьбы будут оказывать влияние, и мы сможем остановить плохие ветра и росу и привести в мир дожди благословения, великое изобилие из всех миров!
Перевод: г-жа Лея Шухман