Беаалотха — Крепись и мужайся

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3153

Недельная глава Беаалотха

В конце нашей недельной главы мы читаем о том, как Всевышний повелевает Моше рабейну собрать Санедрин для управления поколением: «Собери Мне 70 мужчин (шив’им иш) (Бемидбар, 11:16). Спрашивают наши мудрецы: почему Тора использует единственное число – иш, мужчина? По правилам и по смыслу следовало бы использовать слово анашим, мужчины. Сифри отвечает, что иш означает единичных людей, «сравнимых со Мной и с тобой»: «как Я, ибо написано “Б-г — человек войны (Ашем иш милхама)” (Шмот, 15:3), а подобно тебе – как написано “И человек Моше (а-иш Моше) был самым скромным среди людей на лице Земли” (Бемидбар, 12:3)».

Таким образом, словосочетание шивим иш учит нас тому, что каждый член Санедрина должен быть особенным, специально созданным для своей роли, и отражать определенные качества величия, и этим – уподобиться как Всевышнему, так и Моше.

Рав Шломо Броер отмечает в комментарии на этот стих, что из него мы учим, какие требования должны предъявляться к главе народа Израиля. Настоящий лидер в народе Израиля должен сочетать в себе многие уникальные черты характера. Он должен быть, прежде всего, скромным и ни в коем случае не высокомерным, – не должен свысока взирать на «массы». Но, с другой стороны, и «слабаком» он быть не может. Он должен быть одновременно как Моше, скромнейший из людей, и обладать качеством Всевышнего – «человека войны».

Когда пророк Шмуэль сместил царя Шауля с царства, он упрекал его в том, что тот не последовал приказу полного уничтожения Амалека и всего, что ему принадлежало. Шауль отвечал: но люди хотели сохранить животных, я послушал людей. Шмуэль ответил (Шмуэль 1, 15:17): «Ты можешь быть мал в собственных глазах, но ты лидер колен Израиля…» Царь должен править авторитетом и силой, он должен уметь настоять на своем перед всем народом. Он должен быть иш из качества «Ашем иш милхама». Царь должен обладать всей силой лидера, но, вместе с тем, ему пригодится и скромность Моше.

Есть прекрасное сравнение, которое как нельзя лучше иллюстрирует сказанное выше. Стих в конце всей Торы, описывающий последний день жизни Моше (Дварим, 31:7), говорит, что Моше позвал Йеошуа и сказал ему перед лицом всего народа Израиля: «хазак ве-эмац» – крепись и мужайся. В первой главе книги Йеошуа Всевышний говорит преемнику Моше те же слова четыре раза (стихи 6, 7, 9, 18).

Если обратить внимание на пунктуацию этой фразы в Торе, то мы можем увидеть интересную вещь. Не вдаваясь в подробности, скажем, что стих можно прочитать двояко. Первый способ – то, как мы написали выше: «и Моше сказал Йеошуа перед всем народом Израиля – хазак ве-эмац». Однако, если всмотреться внимательнее в знаки препинания, то можно увидеть, что настоящий способ прочтения – «и Моше сказал Йеошуа: перед народом Израиля крепись и мужайся».

Таким образом, перед народом лидер должен проявлять силу. Он должен быть в состоянии идти прямым путем, несмотря ни на что. Он должен уметь отдавать приказы и не поддаваться давлению масс. Однако, находясь перед зеркалом, каждый должен осознавать, что он – всего лишь смертный и никогда не обманываться мыслями о том, что все его достижения – «силой моей руки». Это – наедине с собой, но выполняя общественные функции, лидеру стоит руководствоваться напутствием Моше – хазак ве-эмац, крепись и мужайся.


http://www.beerot.ru/?p=15296