Недельная глава Беаалотха
В нашей недельной главе содержится повелительная заповедь (Рамбам, Илхот Таанит, 1): «взывать к Творцу и трубить в трубы по поводу любой беды, постигшей общину». По некоторым мнениям, этот закон актуален и в наши дни (в Земле Израиля). По другим мнениям, это применимо, только когда будет отстроен заново Храм.
Рамбам, цитируя отрывок, содержащий эту заповедь (Бемидбар, 10:9), объясняет, что любое несчастье в масштабах общины – эпидемия или нашествие саранчи – требует взывать к Творцу и трубить.
Рамбам объясняет, что это – часть тшувы. Звуки труб побуждают к тому, чтобы осознать: несчастья постигли нас из-за наших грехов. Это осознание и намерение раскаяться и исправить себя и всю общину в целом являются причиной прекращения несчастий.
Однако, отмечает Рамбам, реакцией общины может быть и обратной: вместо того, чтобы взывать и трубить в трубы, раскаиваться и молиться, люди могут списать происходящее на волю случая, «природу», статистику, говоря: «такова жизнь». Рамбам определяет такое поведение как «дерех ахзариют», путь жестокости. Подобное поведение приводит к тому, что люди продолжают следовать путями зла, и Всевышний усиливает наказание.
При этом, определение Рамбама – «дерех ахзариют» – неизменно вызывает вопросы. Рамбам мог бы назвать это «путь вероотступников» или «путь глупцов», однако определение «путь жестокости» выглядит странно! Какое отношение имеет подобное поведение к жестокости?
Рав Натан Шерман предлагает интересное объяснение. Он сравнивает ситуацию с «несчастливым» перекрестком в каком-то районе: дорожные происшествия случаются на нем постоянно. Снова и снова – очередной инцидент и очередные жертвы…
Какой-то человек обращается к государственному служащему с просьбой: пожалуйста, сделайте что-нибудь для улучшения ситуации! Поставьте знак «Стоп!», установите светофор. Хоть что-нибудь для предотвращения новых происшествий!
Однако бюрократ отвечает: нет, наше управление решило, что нет необходимости ни в каких новых знаках на этом перекрестке. Он по-настоящему жесток, потому что в его силах было остановить дорожные катастрофы, но он решил ничего не предпринимать. Настоящая жестокость – иметь возможность остановить несчастье и не сделать этого, притом, что это вполне возможно.
Это – то, что говорит нам Рамбам. Несчастья постигают общину, и община может это исправить. Трубление и раскаяние могут остановить несчастья, однако община не делает ничего для исправления. Все проблемы списываются на «жизненные реалии», и такая община по-настоящему жестока к людям.
Как часто мы видим, что в общине что-то не так, но поддаемся желанию сказать: «что ж, это – жизнь». Это – жестоко. Это – совсем не то, чего ожидает от нас Тора. Всевышний хочет, чтобы мы поставили знак «Стоп!» Мы должны остановиться, подумать, отреагировать и попытаться спасти ситуацию. Община же, в которой реагируют на несчастья по-другому, ничем не лучше того бюрократа, который не захотел устанавливать знак на смертельно опасном перекрестке.