Недельная глава Пинхас — Прецедент на будущие поколения

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

1818
кетер тора

История с дочерями Целофхада, описанная в нашей недельной главе, перекликается с назначением Йеошуа бин Нуна преемником Моше. Мидраш говорит, что после того, как дочери Целофхада позаботились о своем наследстве, Моше стал думать о своем «наделе» и рассудил, что, раз дочери Целофхада наследовали за своим отцом, то и его собственные дети должны унаследовать руководящий пост.

Он обратился к Всевышнему с такими словами: «Властелин мира! Я старею, и нам нужен новый лидер. Я хочу, чтобы народом руководили мои сыновья».

Мидраш рассказывает, что Всевышний сказал Моше, что его сыновья не удостоятся такой чести. С другой стороны, все эти годы рядом с Моше был Йеошуа. Он был преданным учеником Моше и он должен стать следующим главой народа.

Есть кое-что в этом мидраше, что не сходится с тем, что мы знаем о Моше как о человеке и как о лидере. Разве не слышали мы много раз о том, что признак настоящего величия – способность человека подняться над собственными интересами, когда речь идет об общественном благе? Можно допустить подобные мысли для простого, среднестатистического человека, ведь все мы думаем о благе собственных детей. Но такой великий человек, как Моше – как он мог?

Любой другой человек, даже хороший и обладающий самыми положительными качествами, спроси он такое у Всевышнего – ни у кого бы не возникло вопросов, зачем ему это. Но Моше – глава всего народа Израиля, верный слуга Г-спода, скромнейший из людей – его достоинства можно перечислять бесконечно. Неужели он не мог сам сделать вывод о том, что его дети «не дотягивают» до такого высокого поста? Он разве сам этого не видел? Не пахнет ли здесь попыткой протекции, не дай Б-г?

«Микдаш Мордехай» говорит, что Моше прекрасно понимал, что его сыновья недостаточно подходят для роли руководителя народа, и знал, что Всевышний ответит отказом. Однако он хотел определенности – задать вопрос и получить четкий ответ! Он хотел на своем примере преподать урок всему еврейскому народу – надел передается по наследству. Руководство бизнесом передается по наследству, но Тору невозможно получить лишь по праву родства!

Это похоже на дело, переданное на разбирательство в суд, чтобы издать постановление, обязательное для всех последующих похожих дел, для создания прецедента. Моше знал, что он услышит «нет», и ожидал этого ответа. Все, что было ему нужно – создать прецедент на века, чтобы каждый знал, во всех поколениях: Тора не переходит по наследству вместе с прочим имуществом.

Ни у кого нет монополии на Тору. Рамбам пишет в Законах изучения Торы (3:1), что есть три короны: корона царства, корона священничества и корона Торы. Короны царства и священничества могут быть получены по наследству, однако корона Торы доступна любому, кто захочет прийти и взять ее. Сын самого необразованного из людей может пойти учиться и достичь небывалых высот в Торе. Для этого не надо происходить из раввинской семьи – только сильное желание, терпение и настойчивость.


http://www.beerot.ru/?p=16397