Дварим — Праведный суд и благодарность

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2961

Недельная глава Дварим

«И приказал я вашим судьям в то время, говоря: «Слушайте братьев ваших и судите справедливо между человеком и его братом… Не лицеприятствуйте в суде, как малое, так и великое должны выслушать …» (Дварим, 1:16-17).

Моше говорит здесь о том, как он наставлял вновь назначенных судей не выказывать предпочтений на основании личных симпатий, потому что это может повлиять на исход дела, по которому они принимают решение.

Можно сказать, что это – повторяющаяся тема в Торе: личные расчеты, особенно если в деле замешаны взятки, заставляют судей судить в пользу одной стороны, делая ей поблажки.

Талмуд (Ктубот, 105б) учит нас, что взятки не всегда представлены в форме денег. Даже небольшое изменение в поведении, отличное от нейтрального, может повлиять на то, в каком свете судья увидит ситуацию. Талмуд приводит, как один из примеров, что даже сказать комплимент судье – это взятка, которая помешает ему судить справедливо.

Талмуд продолжает объяснение, приводя несколько имен мудрецов-амораим, которые отказались участвовать в судопроизводстве после того, как получили от одной из тяжущихся сторон некие блага, которые мы с вами вряд ли стали бы рассматривать как взятку.

Амора Шмуэль как-то раз не мог перебраться через шаткий мостик. Один человек помог ему перейти на другую сторону. Шмуэль спросил этого человека, что привело его к мосту, и тот ответил, что его дело рассматривается в бейт дине Шмуэля. Шмуэль вышел из состава суда из-за опасения, что небольшая услуга – помощь в переходе моста – повлияет на то, что ему захочется видеть этого человека выигравшим дело, и это повлияет на его оценку.

Похожий случай произошел с Амеймаром. Он заседал в бейт дине, и перышко влетело через окно, опустившись ему на голову. Кто-то подошел и смахнул с него это перышко. После того, как этот человек сказал, что его дело должно слушаться в этот день, Амеймар исключил себя из состава судей.

Мар Уква как-то попал в ситуацию, когда кто-то плюнул перед ним, и другой человек пришел и накрыл неприятную слюну. Тот, кто накрыл пятно, должен был быть стороной в тяжбе, по которой Мар Уква был судьей, и он, подобно описанным выше случаям, вышел из состава судей.

Рав Авраам Яаков Пам удивляется: неужели наши амораим были настолько подвержены влиянию, что даже небольшая услуга могла повлиять на их суждения? Вы можете себе представить современного судью, который меняет весь ход дела только потому, что кто-то помог ему перейти через дорогу или смахнул пылинку с его шляпы? Неужели амораим не могли доверять себе настолько, чтобы быть уверенными, что такие незначительные причины не смогут повлиять на независимость их суждений?

Рав Пам говорит, что это не малозначительные причины. Наши мудрецы испытывали огромную благодарность каждому, кто сделал им даже небольшое добро. То, что мы должны из этого выучить – размер акарат а-тов, благодарности, которую мы должны испытывать к тем людям, которые помогают нам.


http://www.beerot.ru/?p=16944