Недельная глава Ки Теце — Истинная любовь

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

1456

В главе Ки Теце изложена одна из самых сложных с гуманистической точки зрения заповедей – заповедь о своенравном сыне, сбившемся с пути, бен сорер у-морэ. Тора говорит о мальчике-подростке в возрасте бар-мицвы и не старше 13 лет и 3 месяцев, который начал бунтовать в крайне опасной манере. Он ворует у родителей и потребляет непомерно много вина и мяса. Тора говорит нам о крайне жестких мерах, применяемых к этому бунтовщику: родители приводят сына на суд Торы, и при соблюдении определенных условий его приговаривают к скиле, казнью камнями – самому суровому наказанию из выносимых бейт-дином.

Талмуд в трактате Санедрин спрашивает, почему Тора так строга к бен сорер у-морэ, ведь совершенное им никак не тянет на смертную казнь! Гемара отвечает: Тора предвидит, что вырастет из такого подростка. Конечно же, он не сможет самостоятельно обеспечить свои непомерные аппетиты. Они неизбежно заставят его воровать не только у его родителей, но и у посторонних людей. Со временем это доведет его до того, что он будет убивать людей, только бы добыть еще денег. Для него самого лучше, чтобы он не дошел до такого, а прекратил свою жизнь сейчас, будучи относительно невинным подростком, ведь альтернатива – все равно быть казенным, но имея на плечах тяжкий груз воровства, убийств, разбойных нападений!

Спешим успокоить волнующихся читателей: Гемара приводит мнение, что фактически ни одного такого приговора еще не было вынесено – и не будет вынесено впредь. Ведь чтобы обвинить юношу и приговорить к смерти, необходимо выполнение целого ряда условий и нюансов. Все это настолько сложно и тонко, что фактически нереально в каждом конкретном случае. А то, что Тора обсуждает несколько нереалистичную ситуацию, объясняется так: этот закон записан в Торе, чтобы мы его выучили и получили награду (дрош ве-кабель сахар).

Итак, изучая отрывок Торы о бен сорер у-морэ, мы получаем награду безотносительно к практическому применению выученного? Мы получаем сегодня награду за изучение отрывков, связанных с Храмом и жертвами, хотя применить на практике это пока невозможно. Но в этом случае изучаемое нами засчитывается как жертвоприношение. А к чему должно привести изучение закона о бен сорер у-морэ?

Рав Авраам Тверский объясняет это так. Тора учит нас чему-то, что должно выйти за рамки конкретного примера и дать нам практический совет, как поступать в жизни. Тора говорит: «любовь иногда проявляется в жестокости». Эта концепция широко применяется в психологии в последние несколько десятков лет, но мы ничего не слышали об этом в предыдущие периоды истории. Так часто бывает: то, что Тора сказала тысячи лет назад, ученые «доказывают» в рамках «новейших открытий науки». Рав Тверский сам – не только известный раввин, но и практикующий психолог, специализирующийся в области нездоровых привычек и привязанностей. Его пациенты, в частности – люди, страдающие наркоманией, которая, наряду с прочими, является тяжелой проблемой современного общества.

Как практикующий психолог и при этом знаток Торы, рав Тверский подтверждает на практике свое толкование написанного в нашей недельной главе: единственный путь, по которому можно пойти, чтобы избавить человека от пагубной зависимости – это путь «суровой любви». Это значит, что родители, с чьим ребенком случилась такая беда, должны действовать решительно, и иногда их действия по спасению ребенка выглядят жестокими и совсем не гуманными. Действительно, родители не могут быть «любящими» и просто продолжать давать ребенку деньги, чтобы с помощью них он удовлетворял свою пагубную страсть. Возможно, ребенок взбунтуется, уйдет из дома, украдет, его схватит полиция и приговорит его к тюремному сроку, – пусть даже так. Скорее всего, это будет хорошим уроком, и на практике покажет подростку, к каким последствиям приводит его страшное увлечение. Конечно, тюрьмы следует избегать всеми возможными способами, но и помещение в специальную лечебницу видится в такой перспективе как заключение в тюрьму, и, уж конечно, никакой человек не захочет добровольно ограничивать свою свободу. Однако только так и именно так можно решить проблему, раз и навсегда покончить с ней, – считает рав Тверский. Впрочем, это придумал не он – это описывает нам Тора в главе о «бунтующем сыне, сбившемся с пути».

Кто более милосердный, чем Милосердный Г-сподь? В Торе заключена вся доброта мира, «пути Торы – пути приятные». Как же она наставляет родителей привести сына в суд, где его приговорят к смерти? Ответ: это милосердие в самом чистом виде, потому что последствия бездействия намного страшнее.

Это похоже на гангрену: если, не дай Б-г, у ребенка случилось такое, и единственный путь спасти его – это отрезать всю ногу? У кого-то возникнет мысль назвать родителей, которые привезли ребенка в больницу для ампутации, жестокими? Наоборот. Это добрые и любящие родители, которые спасают жизнь своему сыну, и похожая идея просматривается в заповеди о бен сорер у-морэ. Это единственный путь спасти если не тело, то душу ребенка для Будущего Мира. «Дрош ве-кабель сахар», наша награда за изучение этого отрывка – в практических уроках, которые мы можем извлечь из этого отрывка.

Из наших небольших статей на тему недельной главы ни в коем случае не следует выучивать алаху. Здесь мы лишь излагаем некоторые интересные соображения, высказанные раввинами относительно написанного в недельной главе. Что касается «суровой любви», концепцию которой озвучил рав Тверский, как пользоваться этим на практике – это ответственность каждого родителя. И, безусловно, требуется глубокое понимание ситуации родителями и даат Тора, как вести себя. Однако имеет смысл выучить из отрывка о бен сорер у-морэ: то, что выглядит жестоким, может на самом деле быть самой большой помощью ребенку.

http://www.beerot.ru/?p=17839

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here