Ваера — Оказать влияние, попросив совет

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

359

Недельная глава Ваера

«И явился ему Г-сподь в дубраве Мамрэ, а он сидел при входе в шатер во время зноя дневного» (Берешит, 18:1).

Мамрэ был тем, кто дал Аврааму совет, чтобы тот сделал обрезание. Поэтому Всевышний раскрылся Аврааму именно в уделе Мамрэ (Раши).

А в «Мидраше Танхума» говорится, что Авраам также советовался и с Анэром, который утверждал, что близкие царей, которых поверг в войне Авраам, придут и попытаются убить его. А он, выздоравливая после обрезания, не сможет спастись. Также и с третьим другом, Эшколем, советовался Авраам, и тот посоветовал ему не делать обрезания, потому что это опасно для человека в возрасте ста лет (в других источниках говорится, что Эшколь советовал сделать обрезание в тайне).

Многие комментаторы задают один и тот же вопрос: как Авраам, который с честью прошел десять тяжелейших испытаний, и никогда не советовался ни с одним человеком, вдруг, когда Творец приказал ему выполнить заповедь обрезания, испытание, которое сегодня проходят все, — решил обратиться за советом к близким друзьям!?

А что бы он стал делать, если бы все трое стали его отговаривать? Разве не стал бы Авраам выполнять приказ Творца?

Известно, что Авраам всегда стремился следовать качествам Творца, о которых сказал пророк: «Ибо Я, Г-сподь, люблю правосудие, ненавижу грабеж и несправедливость…» (Йешаяу, 61:8).

Именно по этой причине перед тем, как выполнять заповедь обрезания, Авраам решил принять все меры предосторожности, чтобы никому из его близких это не причинило вреда. И как только ему было приказано сделать, в один день, обрезание себе и всем его домашним, то Авраам начал опасаться. Ведь его друзья и союзники Анэр, Эшколь и Мамрэ наверняка полагаются на помощь трехсот восемнадцати слуг Авраама, рожденных и воспитанных в его доме. Они знают, что, случись война, то Авраам всегда придет на выручку со своими людьми. Но если все домочадцы Авраама будут обрезаны в один день, как приказано, — тогда все они будут больны и какое-то время даже прикованы к постели. Слухи об этом могут дойти до врагов Авраама, которые постараются воспользоваться сложившейся ситуацией и напасть на Анэра, Эшколя и Мамрэ на третий день, самый болезненный день после обрезания (как поступили Шимон и Леви, напав на жителей города Шхем).

Тем более, что опасение это имело место, ведь существовало множество родственников и близких тех царей, которых убил Авраам.

Именно поэтому Авраам видел себя обязанным позаботиться о безопасности своих близких друзей, предварительно предупредив их о готовящемся обрезании. Вновь следует повторить, что Аврааму и в голову не приходило отказываться от выполнения приказа Всевышнего. И он планировал выполнить заповедь в тот же день. Если бы Анэр, Эшколь и Мамрэ запротестовали перед лицом опасности, то Авраам предложил бы им расторгнуть союз, сняв с себя все обязательства. И с того момента они могли бы прервать любую связь с Авраамом.

Что произошло в результате мер, предпринятых Авраамом? Анэр начал протестовать, утверждая, что существует опасность со стороны близких убитых царей. Эшколь предложил скрыть факт совершения обрезания Авраама и всех его домашних. И только Мамрэ посоветовал не прибегать ни к каким уловкам, а лишь полагаться на Всевышнего и прилюдно делать все, что Он приказал.

Мамрэ сообщил, что готов выполнять все, к чему обязывает его союз с Авраамом, и что он позаботится о безопасности всех обрезанных, пока они не «вернутся в строй».

Именно поэтому Творец открылся Аврааму в уделе Мамрэ.

Но вот, что еще интересно. Приводится в источниках, что город Кирьят-Арба зовется так, потому что там прошли обрезание четыре праведника: Авраам, Анэр, Эшколь и Мамрэ («Берешит Раба», 58). Может быть, Авраам преследовал следующую цель. Под предлогом «посоветоваться» он сумел оказать влияние даже на тех, кто не был уверен в себе.

Подготовил: рав Нахум Шатхин, по книге рав Залмана Сороцкина, «Ознайим ле-Тора»


http://www.beerot.ru/?p=88165