Ваехи — Колена Израилевы по числу двенадцать

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

339
звезды

Недельная глава Ваехи

В конце благословений Яакова своим сыновья сказано: «Вот все двенадцать колен Израиля, и вот что сказал им отец их; и благословил их, каждого по его благословению благословил их» (Берешит, 49:28).

Поясняет Раши, что из стиха следует вывод, что Яаков благословил абсолютно всех сыновей. Но ведь по отношению Реувену, Шимону и Леви были произнесены Яаковом не самые лестные слова? Где же здесь благословения, которые были сказаны каждому из сыновей? Ответ кроется в следующих словах стиха. Из того что сказано: «и благословил их, каждого по его благословению», следует, что благословение, все-таки, досталось каждому, и оно обязательно будет реализовано в будущем. Это верно, что, на личном уровне в адрес Реувена, Шимона и Леви, были сказаны не самые лестные слова. Однако после подчёркивается, что в конечном итоге, Яаков объединил всех двенадцать сыновей в общем благословении.

То, что изначально, количество колен равнялось числу двенадцать – не было случайностью.

Этим числом выражаются многие основополагающие понятия, заложенные в процессе мироздания. Двенадцать часов днём и двенадцать ночью, двенадцать созвездий и двенадцать месяцев, двенадцать камней в эйфоде первосвященника. Поэтому и колен в Израиле двенадцать («Мидраш Танхума» (Берешит, 17:20)).

«Сказал раби Яаков из Кфар-Ханин, что от Адама, первого человека, должны были произойти двенадцать колен. Но сказал Всевышний: “Двух сыновей Я дал ему и встал один и убил другого. Так что будет если Я дам ему двенадцать”? (Мидраш «Берешит Раба», 24:5). Следует из слов мидраша, что число двенадцать заложено в основе мироздания, поскольку уже первый человек должен был привести в этот мир двенадцать колен и это не произошло лишь потому, что Всевышний увидел, что у Адама нет достаточного количества заслуг.

Из источников следует, что Авраам был первым, кто участвовал в исправление греха Адама. Более того, Авраам считается настолько великим среди людей, что следовало бы его создать ещё до Адама, но сказал Всевышний, что если вдруг он оступится, то некому будет прийти и исправить напорченное. Поэтому первым был создан Адам, а Авраам после него, потому что обладал силами и заслугами достаточными для исправления того, что напортил первый человек.

Но и родившись намного позже Адама, Авраам также мог привести в этот мир двенадцать колен.

Это учат наши мудрецы в трактате Санедрин (196) из стиха: «Посему так сказал Г-сподь о доме Яакова, который избавил Авраама…» (Йешаяу, 29:22). Как и от чего Яаков мог избавить Авраама? Яаков избавил Авраама от тяжести воспитания детей, потому что уже Авраам должен был привести в этот мир двенадцать сыновей, но лишь Яаков смог сделать это.

Также сказано и о Ицхаке, что и он мог привести в этот мир двенадцать колен, но когда Ривка увидел то, как два её сына Эйсав и Яаков, противоборствуют уже в утробе, то взмолилась: «… если так, то зачем же (זה) я?» (Берешит, 25:22).

Гиматрия (числовое значение) слова זה (зе) равна двенадцати и наши мудрецы учат, что, произнеся таким образом, Ривка выразила опасение, что если только два сына вступили в противоборство, ещё даже не родившись, то что же будет если она родит планируемых Свыше двенадцать? И поэтому перестала рожать. (прим.ред. Это можно объяснить так: Ривка была бесплодной и удостоилась сыновей в силу молитвы Ицхака и ее. Когда она перестала молиться за детей, то чудо прекратилось.)

Яаков также знал о высшем замысле связанным с двенадцатью коленами и готовился к его реализации, что учится из стиха: «И взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте» (Берешит, 28:11). Сказал раби Йеуда: “ Сказал Яаков, что Авраам и Ицхак не смогли привести в этот мир двенадцать колен. Вот я возьму двенадцать камней для изголовья и, если Всевышний совершит чудо и к утру они станут единым камнем – это будем мне знаком, что я удостоюсь чести привести в этот мир двенадцать колен!?” (Мидраш «Берешит раба», 68:11).

Вот, что пишет Маараль из Праги в книге «Гур Арье» (Ваехи, 1): «Наш праотец Яаков, смог совершить исправление греха первого человека, поэтому из него вышли двенадцать колен, как числовое значение слова זה. Те двенадцать колен которые Адам должен был привести в этот мир, что видно из стиха, также содержащего слово זה: «Вот (זה) родословная Адама» (Берешит, 5:1). И только из-за его грехов Адам не смог сделать этого».

 Вечность существования двенадцати колен

В трактате Бава батра (115б) разбираются вопросы права на получение наследства, когда решение вопроса осложнено отсутствием прямых наследников. И мудрецы талмуда приходят к выводу, что даже если нет прямых наследников не только в конкретной семье, но и даже во целом колене, то право на наследование будет переходить вплоть до колена Реувена, первенца Яакова. И комментируя эту уникальную ситуацию Рашбам приходит к очень важному выводу, что не может получиться ситуация, когда представители даже одного колена исчезнут с лица земли. Получается, что постоянное существование всех двенадцати колен является непреложной истиной и последний пророк Израиля – Малахи, так описал этот факт: «Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и вы, сыновья Яакова, не исчезли» (3:6). И если вечность Творца выражается в его постоянстве и отсутствии каких-либо изменений, то, по этой же причине  вечны  и двенадцать колен народа Израиля.

Двенадцать глав родов Ишмаэля

Также и у Ишмаэля есть двенадцать князей, но это лишь главы родов (племён) а не главы колен. И пусть их также двенадцать, как и двенадцать колен Израиля, однако между ними нет единства, и того, что объединяет все колена Израиля – веры в Единого Творца. Двенадцать племенных глав Ишмаэля не вечны и в конце исчезнут, как поясняет Раши стих: «И об Ишмаэле Я услышал тебя: вот, Я благословил его, и Я распложу его, и весьма-весьма размножу его, двенадцать глав (נשיאים — несиим) родит он; и Я сделаю его великим народом» (Берешит, 17:20). В книге Мишлей есть стих, в котором тучи называются точно таким словом, как и главы родов у Ишмаэля, а именно — נשיאים (несиим): «Тучи (נשיאים — несиим) и ветер, а дождя нет – человек, хвастающий ложным даром» (25:14). На основании этого Раши поясняет, что подобно тому, как тучи с лёгкостью улетучиваются под дуновением ветра, так и ишмаэлиты с главами их племён, в конце концов исчезнут, как будто и не бывало.

По материалам книги рава Михеля Зильбера «Баям дерех» (Ваехи, Маамар 6)


http://www.beerot.ru/?p=91683