Недельная глава Беаалотха
Сдержанность Ицхака и Боаза
Сказано в мидраше: когда Ицхак понял, что Яаков хитростью получил благословения Эсава, то его охватил ужас. За этот поступок Ицхак мог проклясть Яакова. Но несмотря на пережитый страх, Ицхак решил положиться на Всевышнего и не совершать поспешных действий. Прокляни Ицхак Яакова – и на земле могло бы не остаться того, кто продолжает нести духовное наследие Авраама. И позже об этом сказал Шломо: «Страх (человека) ставит преткновение, а надеющийся на Г-спода будет под защитой» (Мишлей, 29:25).
Когда Рут пришла ночью на гумно, то Боаз, обнаружив ее у своих ног, сильно испугался. Вначале он принял ее за ночного духа. Однако, когда увидел, что у нее есть волосы, то понял, что это не дух, а девушка. И тогда он испугался еще больше. Ведь с какой целью может девушка отправиться ночью на гумно, где находятся чужие мужчины? И хотел было Боаз проклясть Рут, но, полагаясь на то, что от Всевышнего не выйдет злого, решил не делать этого. Прокляни тогда Баоз Рут, и у народа Израиля могло бы и не быть династии великих царей и рода Машиаха.
Царь Давид, появившийся на свет благодаря сдержанности Боаза, сказал об этом: «В полночь встаю я благодарить Тебя за суды Твои праведные» (Теилим, 119:62). «В полночь» — Давид вставал в полночь в том числе для того, чтобы благодарить Всевышнего за благополучный исход той встречи Рут и Боаза. «…за суды Твои праведные» — за то, что Всевышний даровал нам Тору и ее законы, благодаря мудрости которых нам дано принимать правильные решения («Рут Раба», 6:1).
Горький опыт Яакова
«И отвечал Яаков, и сказал Лавану: …у кого найдешь божеств твоих, тот да не будет жить!» (Берешит, 31:31-32).
Раши: от того проклятия умерла Рахель, взявшая терафим Лавана.
Смотрите, насколько человек должен взвешивать каждое слово, которое выходит из его уст!
А в другом случае братья Йосефа, вернувшись из Египта, рассказали Яакову о том, какой тяжелый человек правит страной. Как он обвинил их в том, что они разведчики, и как приказал привести их младшего брата Биньямина. И Яаков мог проклясть того правителя, чтобы избавиться от проблем, но не сделал этого. Наоборот, он приказал сыновьям вернуться в Египет и даже принести подарки тому правителю. Сам же стал молиться за то, чтобы сыновья нашли милость в глазах того человека. А что было бы, если бы Яаков решил проклясть того жестокого человека? Он просто погубил бы своего сына, которого любил больше других («Хафец Хаим аль а-Тора», гл. Ваеце).
Проклятие Моше
«И сказал Моше Г-споду: зачем сделал Ты зло рабу Твоему, и отчего не нашел Я милости в глазах Твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня? … Когда же Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость в глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего» (Бемидбар, 11:11, 15).
Приводится в книге «Зоар», что сразу после того, как Моше произнес слова «то лучше умертви меня…», Эльдад и Мейдад получают пророчество о том, что Моше умрет в пустыне, а Йеошуа приведет народ Израиля в Святую землю. И посмотрите, насколько человек должен остерегаться произносить проклятия даже про самого себя! Что далеко не лестные слова, которые произнес Моше о себе, тут же приобрели силу и начали действовать. Человек должен знать, что всевозможные духовные вредители и обвинители только и ждут, когда мы обвиним или проклянем сами себя. И как только это происходит, они тут же припоминают все проступки человека, чтобы это помогло реализовать произнесенные им проклятия. Это и произошло с Моше.
Продолжает «Зоар»: однако был и другой случай, когда Моше произносил о себе нелестные слова, но не был за это наказан.
После греха золотого тельца Моше просит Творца о прощении народу, а на случай отказа говорит: «Сотри имя мое из книги Твоей». И несмотря на то, что это являлось проклятием самого себя, Моше не был наказан, а его слова не были реализованы. Но этот случай отличается от первого. Ведь здесь Моше готов был пожертвовать собой ради народа Израиля.
Также сказано в Талмуде (Швуот, 36а), что проклинающий себя нарушает запрет причинять себе всякого рода ущербы, как сказано: «Только берегись и очень оберегай душу твою…» (Дварим, 4:9). Рамбам также утверждает («Алахот Санедрин», 26:3), что проклятие включается в этот запрет потому, что является видом ущерба.