Недельная глава Эмор
«Говори сынам Израилевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца этого – праздник суккот (кущей), семь дней Г-споду» (Ваикра, 23:34).
Каждый, кто внимательно посмотрит на стихи о праздниках, заметит, что в них есть указание о том, что нужно делать в эти дни. О Песахе сказано, что семь дней нужно есть мацу. В праздник Шавуот — приносить бикурим, первые плоды. Праздник Рош а-Шана — напоминание о трубном звуке. А в Йом Кипур должны смирять души постом. И только в стихах о Суккоте не говорится о том, что требуется делать в этот праздник. Нет упоминания ни о требовании сидеть в сукке, ни о четырех видах растений.
А дальше нас ожидает еще одна неясность. Стих, завершающий отрывок о праздниках: «Вот праздники Г-сподни, которые вы назначите для священных собраний…» (ст. 37). Стих выглядит, как обобщение всех праздников, однако сразу после него следует дополнительное пояснение к празднику Суккот. Сперва о четырех видах растений: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и ветки дерева густолиственного, и верб речных…» (ст. 39-40). А следом и упоминание о проживании в сукке: «В суккот живите семь дней…» (ст. 42). Так почему же эти базовые законы праздника Суккот были остановлены «на потом», а не перечислены в основном отрывке о праздниках?
На основании этого вопроса, а также некоторых других замечаний по тексту, рав Менахем Цви из Таксина пришел к интересному выводу. Он утверждает, что все время пребывания в пустыне евреи не сидели в суккот и не выполняли заповеди о лулаве. Ведь обязанность пребывать в сукке — это память о том, что евреи пребывали под покровом Облаков Славы, словно в шалаше. Так говорится в стихе: «Дабы знали поколения ваши, что в суккот поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли египетской…» (ст. 42). А принятый нами от предыдущих поколений комментарий, что суккот — это покров Облаков Славы. Соответственно, в самой пустыне не было обязанности сидеть в сукке, потому что все время они находились под Облаками Славы, что освобождало их от необходимости строить настоящие шалаши.
Также не было обязанности соблюдения заповеди о четырех видов растений (лулава). Ведь в соответствующих стихах говорится: «когда вы собираете плоды Земли…» (ст. 39).
Именно поэтому Тора разделяет стихи о празднике Суккот. В первом отрывке речь идет о семи днях праздника Сукот, что соблюдалось и в пустыне, когда не было заповеди о сукке и растениях. Однако второй, добавочный отрывок уже говорит о дополнительных заповедях сидения в сукке и о четырех видах растений, которые вступят в силу после вхождения в Святую Землю.
Открытие рава из Таксина в свое было опубликовано в периодическом издании «Тель Тальпийот» в городе Будапеште. Разумеется, это вызвало реакцию многих несогласных с мнением, что в пустыне не было обязанности соблюдать вышеприведенные заповеди. И тогда глава раввинского суда Будапешта опубликовал слова Рамбама, из которых следует подтверждение мнения рава из Таксина. Пишет Рамбам в «Море Невухим» (3:53), что смысл заповеди брать четыре вида растений в праздник Суккот — радость выхода из пустыни, непригодной для выращивания плодов земли. Подобным образом поясняет и Абарбанель, что заповедь эта связана с радостью от получения плодов после сбора урожая. А ивовые ветви, растущие у ручьев, напоминают о радости, связанной с землей: «…потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах» (Дварим, 8:7).