Ваикра — Пророк Хагай и Прикосновение к святости

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1981
пророк хагай

Недельная глава Ваикра

«Или, если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, и это сокрыто от него, и он стал нечистым, и провинился» (Ваикра, 5:2).

Экзамен пророка

«Так сказал Г-сподь Воинств: спроси у священников Тору (законы), говоря: если несет человек мясо священное в поле одежды своей и коснется он полой своей хлеба, или похлебки, или вина, или масла, или какой-нибудь пищи, станет ли оно священным? И ответили священники, и сказали: “Нет”. И сказал Хагай: если дотронется до всего этого осквернившийся (прикосновением) к мертвецу, станет ли оно нечистым? И ответили священники и сказали: “Станет нечистым”. И ответил Хагай и сказал: так народ этот, так и народ этот предо Мной, – слово Г‑спода! И таково всякое дело рук их; и то, что приносят они там в жертву, – нечисто оно» (Хагай, 2:11-14).

Существует несколько пояснений этих стихов из книги пророка Хагая, которые являются частью одной из самых сложных тем в законах тума и таара, ее принято называть: «Раби Ханина сган а-коаним…».

В трактате Псахим (16б) так поясняют сказанное в стихах. Описываемые события происходили незадолго до завершения возведения Второго Храма, и Хагай задал вопросы, связанные с законами о жертвоприношениях. И, по мнению мудрецов Талмуда, коэны ответили неверно, в силу того что не имели практики в приношении жертв.

Под освященным мясом жертвы, завернутым в полу одежды, имелось в виду нечистое пресмыкающееся. [Так поясняет Раши слово «святые» в стихе: «Были также и святые (блудники) в этой стране… которых Г-сподь прогнал от лица сынов Израилевых» (Млахим 1, 14:24)]. И тогда вопрос надо понимать так: пресмыкающееся обладает одной из самых высоких степеней нечистоты – ав тума. Если им коснуться хлеба, то какой степенью нечистоты тот станет обладать? Ответ: первой степенью тумы, что на порядок ниже ав тума. Если же этим хлебом коснуться вареного продукта, то он станет уже обладателем второй степени тумы. Дальше, если продукт будет контактировать, например, с вином, то вино станет обладателем третьей степени тумы. До этих пор все ответы были верны, однако на следующем этапе коэны совершили ошибку. Они ответили, что если вино, обладающее третьей, низкой степенью тумы, дотронется до еще каких-нибудь освященных видов еды, тогда уже вино не сможет передать им свою нечистоту. То есть мясо жертвы не приобретет четвертую степень нечистоты.

Убедившись в недостаточных знаниях коэнов, Хагай упрекает их, говоря, что вот скоро будет завершено возведение Второго Храма, и как же они могут так беспечно относится к изучению законов, касающихся их будущего служения в Храме.

Наставление пророка Хагая

Однако, по мнению Абарбанеля и Мальбима, существует еще один взгляд на те события, в соответствии с которыми молодые коэны все-таки правильно ответили на заданные им вопросы. И еще. Вопросы эти не только носили алахический характер, но преследовали цель подтолкнуть их к духовному пробуждению.

Пророк Хагай спросил: вот есть в моей руке освященное мясо жертвы (если дословно понимать сказанное в стихе), которое завернуто в полу одежды. Что произойдет, если мы прикоснемся им к любым видам еды или питья? Станут ли они также освященными в результате этого касания? И здесь коэны ответили правильно, что никакая еда не стает освященной в результате лишь прикосновения к мясу жертвы. И тогда Хагай задал следующий вопрос, с противоположной стороны: а что произойдет, если нечистый человек (касавшийся мертвого, или находившийся в комнате с мертвым) прикоснется к тем же видам еды и питья, станут ли они от этого нечистыми? И здесь коэны также ответили верно, что все виды еды станут от этого нечистыми.

Тут пророк Хагай указал на то, какой урок мы можем вынести из этих законов:

Для того, чтобы осквернить себя, человеку достаточно лишь одного прикосновения к чему-то нечистому. А вот для того, чтобы освятить себя, совсем недостаточно лишь внешних прикосновений к святости. Для того, чтобы святость проникла в сердце и душу человека, требуется приложить немало усилий.

http://www.beerot.ru/?p=45776