Ахарей Мот — Служить Всевышнему в сокрытии

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

357
тайна избавления

Недельная глава Ахарей Мот

«Никто не должен находиться в Мишкане, когда Аарон входит в Святая Святых для искупления» (16:17).

Когда первосвященник находился в Святая Святых и совершал свое возвышенное служение Творцу, он был там один, и ни один человек не видел, что он делает.

Отсюда можно выучить важный принцип нашей духовной работы, служения Творцу: самое лучшее и желаемое Творцу служение – то, что делается в тишине и сокрытии, как сказано: «Веди себя скромно (сокрыто)перед Б-гом твоим» (Миха, 6:8).

Часто бывает, что есть особое преимущество именно в служении Творцу публично, при большом количестве народа, как сказано: «Во множестве народа – слава царя» (Мишлей, 14:28). Здесь есть освящение Имени Творца, когда люди видят и поступают так же. Однако иногда необходимо именно «веди себя скромно», поскольку скромность и сокрытие приводят к тому, что служение становится особенным – только лишь Всевышнему, без всяких дополнительных интересов, что показывает верность и истинную, глубокую любовь к Творцу.

На что это похоже? Если мы поставим кастрюлю с водой на огонь, никогда не сможем нагреть воду более, чем на 100 ºС, как бы мы не увеличивали огонь. Однако если мы поставим воду греться в пароварке, которая вакуумно закрыта со всех сторон, температура воды поднимется несравнимо выше.

Точно так же и с Торой и заповедями. Когда человек совершает поступки на глазах у всех (а ведь человек по природе своей получает удовольствие и чувствует почет от того, что другие видят и знают его добрые дела), сила ступени, которой он может достигнуть, ограничена. Однако, если человек делает свою духовную работу в сокрытии, так, чтобы только один Всевышний знал о ней, и только ради Него – тем самым увеличивается святость, тем больше поднимается сила духовной ступени человека, без всяких размеров и границ, поскольку в данном случае святость не охлаждается разными личными (не ради Небес) намерениями и интересами.

Рамбам в «Законах изучения Торы» (гл.3, а. 13) пишет: «Несмотря на то, что человеку заповедано учить Тору и днем, и ночью, большую часть мудрости он постигает именно ночью. Поэтому тот, кто желает удостоиться венца Торы, пусть будет осторожен все ночи, и не теряет ни одну из них на сон, еду, питье и т.п., а пусть проводит их в изучении Торы и слов мудрости». Далее там приводятся еще замечательные слова, восхваляющие учебу Торы ночью.

Этому есть несколько причин, и одна из них – что ночью большинство людей спят и не видят, что человек делает. Так что тот, кто преодолевает себя и учит Тору в это время – целиком и полностью принадлежит только Всевышнему, и достоинство его учебы очень велико, и поднимается все выше, выше и выше.

Это же касается и первосвященника в Храме: если бы люди видели его служение, он не в состоянии был бы достигнуть той невероятной святости, которая была нужна там. Это можно было сделать только в сокрытии. Вот, как наши мудрецы описывают первосвященника в Святая Святых (Ваикра раба, 21:12): «Когда дух святого постижения осенял его, его лицо горело, как факел».

Говорит пророк Малахи (2:7): «Ибо уста коэна хранят знание, и Тору желают (получить) из уст его, ибо он – ангел Б-га Воинств!» Смотрите, как замечательно, что в этом стихе упоминается и учеба Торы. Ведь, когда еврей после тяжелого рабочего дня, когда уже проучил то, что обычно учит, преодолевает себя и встает ночью, чтобы поучить Тору или почитать Теилим, выполнить сказанное: «Вставай, радуйся ночью» (Эйха, 2:19) – тогда его лицо на самом деле пылает, как факел, подобно ангелу, и он приносит благословение себе, своей семье и всему народу Израиля.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90685