Беаалотха — В духовном – никогда не поздно!

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

116

«Были люди, которые оказались нечисты (из-за прикосновения) к мертвому, и не смогли принести пасхальную жертву в тот день. В тот же день они предстали перед Моше и Аароном. “Мы нечисты, — сказали им они, — (поскольку прикоснулись) к мертвому. Но неужели мы будем лишены возможности принести жертву Г-споду в срок, среди (прочих) сынов Израиля?”» (Бемидбар, 9:6-7).

В законах принесения пасхальной жертвы мы находим замечательную вещь, подобной которой нет ни в одной другой заповеди. Это «второй Песах».

Известно правило: «Прошло его время – отменена его жертва». То есть, если есть определенное время для выполнения некоей заповеди, и это время прошло, а человек не выполнил заповедь, даже по вынужденным обстоятельствам, он упустил ее, и нет возможности восполнить.

Однако у пасхальной жертвы есть возможность восполнить, и тот, кто был нечист или находился далеко, и не смог принести пасхальную жертву вовремя, может сделать это через месяц – 14 Ияра. Этот день называется «второй Песах».

Отсюда мы можем выучить великий принцип в Торе и путях служения Всевышнему.

Нередко бывает, что по разным причинам, у человека не было возможности расти в теплице Торы и заповедей, и подниматься по ступеням служения Творцу и величия в Торе. Если такой человек придет и скажет: «Неужели я буду лишен возможности…?» Неужели я не удостоюсь того уровня, на который поднялись другие? Если он приложит все усилия, усердно трудясь, чтобы восполнить то, что пропустил в начале жизни, он может удостоиться «второго Песаха», и достичь совершенного величия в Торе, даже если он начал поздно и не воспитывался в традиции с детства.

Не зря наши святые мудрецы постоянно напоминают нам, что самый великий из мудрецов Мишны, танаев – раби Акива – до сорока лет был неучем и невеждой. Когда же он пробудился и принял решение полностью посвятить себя Торе, он не удовлетворился одним часовым уроком Торы в день, а поставил себе задачу стать великим мудрецом, и абсолютно все свои силы направил на Тору, несмотря на то, что у него уже были жена и дети. В итоге раби Акива достиг такого высочайшего уровня, что стал самым великим мудрецом Торы в народе Израиля вплоть до сегодняшнего дня. Это учит нас, что каждый человек в силах восполнить то, что пропустил в юности, причем самым наилучшим и совершенным образом.

Пишет наш учитель Хазон Иш, что, когда человек уже достиг средних лет, и не учился в детстве, в глазах других он уже не может быть учеником, да и он сам не видит для себя обязанности идти в бейт-мидраш и серьезно учить Тору. Он понимает, что обязан выделять время для учебы Торы, но обязанность расти в ней и подниматься на высокий уровень – далека от него. Так что он «засыпает» в своем застарелом отчаянии. Тем не менее, этот подход неверен, ведь каждый человек в нашем мире, пока душа в его теле, обязан стараться все больше и больше духовно расти.

Если так, то, когда человек видит, что у него нет достоинств, к которым он стремится, и думает: «Если бы я родился заново – вот тогда бы мог достичь высот в Торе!» – это неверно! Если он начнет учиться правильным путем, будет стараться понять изучаемые темы, повторять их много раз, чтобы запомнить, он наверняка сможет приобрести прекрасные познания в Торе.

То же самое – в сфере Б-гобоязненности, а именно – сосредоточенной молитвы, с нужным душевным настроем, произнесения благословений внятно и вдумчиво, охраны своих уст от злословия и т.п. Даже если человек уже немолод, всегда можно родиться заново! Тот, кто приложит настоящие усилия, увидит удивительную помощь Свыше в своей духовной работе, пока не осуществит, в конечном итоге, все свои стремления.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87610