Недельная глава Беаалотха
«Умоляю, Г-сподь, пожалуйста, исцели ее!»
Онкелос перевел эти слова так: «Г-сподь, исцели ее сейчас!», а Йонатан перевел по-другому: «Исцели ее, пожалуйста». Получается, что слово «на» имеет два значения: или «просьба, мольба», или «сейчас, немедленно».
В стихе Теилим (118:25): «Прошу, Г-сподь, спаси сейчас! Прошу, Г-сподь, даруй удачу сейчас!» все комментаторы сходятся во мнении, что имеется в виду «спаси немедленно», «даруй удачу немедленно». А в этом случае мнения разделились – Онкелос перевел «сейчас». Автор «Даат зкеним» тоже пишет об этом стихе Теилим: «Первое (ана) – имеется в виду просьба, а второе (на) — имеется в виду сейчас». Согласно переводу Йонатана, оба слова означают просьбу. В таком случае, нужно выяснить, зачем одно и то же слово употреблено дважды.
В другом стихе Теилим (63:4) сказано: «Лучше жизни Твоя доброта – мои уста будут славить Тебя». Объясняет Мальбим: то, что по милости Твоей я удостаиваюсь славить Тебя, лучше, чем то, что посредством молитвы я получаю исцеление и жизнь. В этом и есть смысл фразы «лучше жизни Твоя доброта», а именно – близость к Творцу, которую нам дарует молитва, лучше, чем вся жизнь, которой я удостоюсь благодаря этой молитве. Мальбим объясняет и продолжение стиха: «мои уста будут славить Тебя» – то, что мои уста будут славить Тебя, лучше, чем сама жизнь.
Отсюда мы учим, что благодаря молитве мы удостаиваемся двух вещей: первое – что человек получает избавление от беды, а второе – он достигает близости к Творцу. Причем второе важнее, чем первое. Поэтому, возможно, в этом и заключались две просьбы, которые просил Моше: первая – «Всевышний, пожалуйста» – пожалуйста, появись и даруй мне близость к Тебе, а вторая – «пожалуйста, исцели ее».
Главный смысл слова «на» – это просьба, как говорится в сборнике мидрашей «Ялкут Шимони» на книгу «Млахим». Там приводится описание поразительного процесса раскаяния(тшувы) Менаше, царя Иудеи. Вот что там сказано: «Что означает “мучили его”? Построили для него подобие медного сосуда, проделали в нем отверстия, посадили его в этот сосуд и разожгли под ним огонь. Когда Менаше понял, что он – в страшной беде, он стал обращаться ко всем идолам, которые только существуют в мире: “Идол такой-то, спаси меня!” Когда он увидел, что ни один из них не помогает, он сказал: “Я помню, как мой отец читал в Торе: «в беде твоей, когда постигнут тебя все эти проклятия, вернись к Всевышнему, Б-гу своему». Так вот, я зову Его на помощь, если Он ответит мне – значит, верно сказанное в Торе, а если нет – то все они на одно лицо!» (То есть, так же, как все другие идолы ему не ответили в беде, так и Творец, не дай Б-г). Ангелы-служители плотно закрывали окна на Небесах, чтобы его молитва не поднялась к Творцу, говоря: «Владыка всех миров! Разве у человека, который установил идола в Твоем святилище, есть надежда, что его тшува будет принята?» Святой, благословен Он, ответил им: «Если Я не приму его тшува, получится, что Я закрываю двери перед всеми раскаивающимися!» Что же сделал Всевышний? «Прорыл» ему подкоп под Престолом Славы Его, и принял его мольбу» (см. там).
Менаше говорит, что если Всевышний не отвечает ему – не дай Б-г, «все они на одно лицо». То есть, для Менаше было очевидно, что качество Творца – отвечать на любую просьбу, а если Он не отвечает – это не качество Творца.
Однако Моше просил не так, он говорил «пожалуйста», он не «заставлял» Всевышнего ответить ему. Также, когда он молился, чтобы войти в Землю Израиля, сказано в Мидраше (Дварим Раба, 1:10): «Когда Моше увидел, что ни одно создание в мире не может спасти его от пути смерти, в тот момент он сказал: «Он – Твердыня, чисты Его деяния, праведны все Его пути. Он – верный Б-г, ему чужд обман, Он праведен и справедлив» (Дварим, 32:4)». В отличие от Менаше, который сказал, что если его молитва не будет принята, он будет ругать и возмущаться, Моше рабейну начал восхвалять Творца и оправдывать приговор Небес.
Перевод: г-жа Л. Шухман