Глава Балак — Жертвоприношения Билама и их смысл

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

406

«И сказал Билам Балаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь для меня здесь семь быков и семь баранов…» (Бемидбар, 23:1-4).

«Билам сказал Всевышнему: “Их праотцы построили Тебе семь жертвенников, и я построил столько же”» (Раши).

Война Билама с народом Израиля

Билам был концентрацией всех сил зла и тумы (духовной нечистоты) в мире, и он вышел на войну с народом Израиля. Как на любой войне, он прикладывал усилия не в одном направлении, он пытался использовать любые существующие возможности.

Прежде всего, говорят наши мудрецы (Брахот, 7а), Билам знал, что существует в сутках момент, когда Всевышний гневается, и собирался использовать этот момент. Однако все те дни Всевышний, по Его великой милости, не гневался вовсе.

Кроме того, он желал их сглазить, как сказано: «И поднял Билам глаза». Раши объясняет, что он желал сглазить их. Но мало этого — он упомянул перед Всевышним грех золотого тельца. Он пользовался всеми силами тумы, которые имелись в его распоряжении.

Одной из уловок, которой воспользовался Билам, было возведение жертвенников и принесение жертв. Три раза Билам построил семь жертвенников и принес в жертву семь быков и семь баранов.

Тора подробно рассказывает об этом, и, похоже, что это и есть главное сражение злодея Билама, на которое он потратил столько сил. Поэтому нам следует задуматься, что он имел в виду, принося жертвы.

Чтобы понять это на глубоком уровне, рассмотрим вначале, каков общий смысл корбанот (жертвоприношений).

Смысл корбанот

Домашняя скотина подобна человеку. С одной стороны, она находится лишь на уровне животного, но с другой стороны, она обладает животной душой, подобной человеческой. У человека есть сила развития – и у животного есть сила развития. Когда животное сжигают – оно возвращается к своему корню, к Всевышнему.

Когда мы берем животное, в котором есть подобие строения человека – а ведь человек содержит в себе все миры (см. «Нефеш а-Хаим», гл.1) – кладем его на жертвенник и сжигаем, тем самым мы как бы возвращаем целый мир и все, что есть в нем, во владение Всевышнего.

Принесение жертвы с правильным и хорошим намерением называется «благоуханный запах», то есть приносимая жертва угодна Всевышнему, она как бы проникает в глубину Его воли. Всевышний как бы доволен, что принесший жертву вернул Ему это творение. Этим жертвоприношения предпочтительнее других заповедей: каждая заповедь воздействует на определенную деталь, а принесение жертвы включает в себя все, все 248 органов и 365 сухожилий.

Суть этой заповеди настолько возвышенна, что Виленский Гаон сказал: если бы мы удостоились принести одну жертву с полностью верным настроем, весь мир пришел бы к своему исправлению.

Получается, корбанот обладают очень глубоким смыслом – вернуть все Творцу. Мы как бы говорим: Владыка мира! Весь этот мир и все, что в нем есть – Твое!

Связь Всевышнего с нашим миром

Однако в мире, в котором мы живем, существует целая система отрицания Творца. Мы не говорим об отрицании, которое есть в современном мире и которое опирается на пустоту, а о том, о котором говорили еще греческие философы, и Рамбам даже обращался к ним и трудился ответить на их утверждения. Рамо (рав Моше Иссерлис — великий законоучитель и автор основополагающего комментария к «Шулхан Аруху») также написал особую книгу на тему корбанот («Торат а-Ола»), чтобы ответить на их утверждения и очистить сердца от этого.

Что они утверждали? Они говорили так: поскольку Всевышний настолько величествен и возвышен, Он выше любого материального представления, мысль совершенно не может Его постичь, то какое Ему дело до этого мира? Какое отношение у Него может быть к нашему материальному миру, какая Ему разница, чем человек занимается?

Причем были разные уровни этой идеи. Одни утверждали, что Всевышний – не дай Б-г! – вообще не знает, что происходит в этом мире.

Другие говорили, что Ему нет дела до того, что здесь происходит – и это тема книги Иова. Иов очень подробно описывал величие Творца, но утверждал, что именно поэтому Ему нет дела до нас, не дай Б-г.

На эти претензии народ Израиля отвечает, что если бы Всевышний был настолько велик, как вы говорите – действительно Он не смог бы наладить связь с таким крошечным существом. Однако Всевышний гораздо более велик, Он больше, чем вы вообще можете себе представить, – и именно поэтому Он может соотнестись с маленьким.

Объясним это на примере. Царь Шломо был мудрейшим из людей и знал язык животных. Когда мы встречаем животное – мы не понимаем его язык, потому что мы далеки от него, мы на более высоком уровне, чем оно. Однако царь Шломо мог наладить связь с животным, он понимал его язык. Почему? Неужели он был ближе к животному? Нет! Наоборот, именно потому, что он был намного-намного выше его, он мог поддерживать с ним связь.

Об этом и говорится с Теилим (113): «Кто как Г-сподь, Б-г наш, восседающий высоко» – Всевышний настолько велик и возвышен, что Он в состоянии «опускать взор Свой к небесам и земле».

Любовь Творца к народу Израиля

Что такое вера? Это значит – верить, что у Всевышнего есть связь с этим миром. Быть вероотступником означает не верить, что Творец имеет отношение к этому миру.

Тот, кто вообще не верит, что у этого мира есть Создатель – он не вероотступник, он просто дурак. Тот, кто говорит, что стол получился сам собой, не называется «вероотступник», он называется «современный человек», другим словами – безмозглый. Настоящие вероотступники понимали и верили, что у мира есть Творец, но они отрицали Его связь с управлением мира.

Все религии в мире признают, что есть связь между Творцом и миром. То новое понимание, которое открывает иудаизм – что Всевышний не только имеет отношение к миру, не только знает, что есть в мире, наблюдает и управляет всеми делами мира, а что существует личная связь, любовь и неравнодушие со стороны Творца по отношению к каждому из Его сыновей!

Скажем, у человека есть аквариум. Он с интересом наблюдает за рыбками и даже кормит их. Несмотря на расстояние между ними, если есть рыбка, которая не кушает – он постарается помочь ей. Однако это не особенно его обеспокоит, ведь между ним и рыбкой нет личной любви – слишком уж велико расстояние между ними.

Есть любовь матери к ребенку, и есть любовь няни к ребенку. Няня предана ребенку, любит его и заботится о нем, однако эта любовь и в подметки не годится любви матери, намного более глубокой и внутренней.

Творец мира, благодаря великой силе Его добра, не только знает нас и опекает нас, Он «выбирает народ Свой, Израиль, с любовью!» Первое, что Всевышний сказал народу Израиля: «Я, Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства». Он не сказал: «Я, Г-сподь, Который создал тебя», нет! Я Г-сподь, Который вошел в Египет, вывел вас оттуда, заботился о вас, нес вас на орлиных крыльях – у Меня есть с вами личная связь, связь любви к вам!

Это – основа всей Торы, как описывает царь Шломо в своей великой мудрости дарование Торы: «Поцелуй меня поцелуями уст твоих». И когда мы молимся и просим о Торе, мы начинаем со слов: «Великой любовью полюбил Ты нас… жалостью великой, безграничной, пожалел Ты нас…»

Глубочайшая любовь

Билам знал, что Всевышний любит народ Израиля, однако он считал, что где-то эта любовь все-таки заканчивается. Где-то глубоко-глубоко есть такая точка, где Всевышний как бы говорит: верно, Я люблю народ Израиля, но, тем не менее, Я – Творец мира, а вы — творения, и расстояние между нами безмерно.

Этой глубинной точки Билам и желал достичь. Как достичь самой глубины воли Творца? Принесением жертв!

Он принес еще одну, и еще одну жертву, по числу всех жертв, которые приносили наши праотцы. Он хотел достичь уровня, на котором (как он думал) заканчивается связь Всевышнего с миром, и все творение ничтожно и не имеет значения перед Творцом. На этом уровне как будто нет творения, так как нет желания Всевышнего, чтобы оно было. Как будто остался только Сам Всевышний, нет больше народа Израиля, и нет ничего. И когда он достиг бы этой точки, где заканчивается связь Всевышнего, вот там-то он и собирался упомянуть грех золотого тельца и сказать Всевышнему: ведь на самом-то деле Ты не связан с народом Израиля, а они еще и согрешили против Тебя, сделав тельца – так уничтожь их! [Прим. ред. В этом абзаце автор говорит очень кратко о сложных и глубоких вопросах. Мы объяснили их настолько, насколько удостоились сами понять.]

А Всевышний как бы ответил Биламу: идиот! Ты пытаешься рассказать Мне о грехах Моих сыновей? Это подобно тому, как отцу рассказывают о дурных деяниях сына, разве из-за этого естественная любовь отца к сыну прекратится? Любовь Всевышнего к народу Израиля глубже всех глубин. Именно там, в самой глубинной точке, и находится любовь! Оттуда она проистекает!

Билам этого не понимал. Он был настоящим вероотступником. Он пытался проникнуть все глубже и глубже, поскольку думал, что где-то в самой глубине заканчивается связь Всевышнего с народом Израиля.

Однако Всевышний не гневался все эти дни – Он как бы говорил: Моя связь с моими детьми, народом Израиля, бесконечно глубока, это связь беспредельной любви, любви, у которой нет границ и размеров!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=52511