Глава Ваишлах — Маски дурного начала

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

537
маски дурного начала

«И спросил Яаков: “Как твое имя”? Но тот сказал: “Зачем тебе спрашивать о моем имени?”» (Берешит, 32:30).

«“Зачем тебе спрашивать” – у нас нет постоянного имени, наши имена меняются в зависимости от той миссии, которую мы посланы выполнять» (Раши, там).

У ангелов нет постоянного имени. Когда же ангел благословил Яакова, он сказал ему: «Не Яаковом будешь ты зваться впредь, а Израилем» (Берешит, 32:29).

В этом стихе заложена замечательная идея. Этот ангел Эсава — Сатан, ситра ахра, говорит Яакову: у меня нет имени! То есть его имя все время меняется. Когда-то его звали «идолопоклонство», но мудрецы уничтожили дурное побуждение к идолопоклонству. Потом его звали «философия», но и это уже исчезло из нашего мира. Прошло время – его стали называть «просвещение». Кончилось просвещение, и снова появилось новое имя: «коммунизм». Его собственное имя – Са-ма-эль, но время от времени он меняет имена (маски), в зависимости от периода.

Однако, продолжает ангел, тебя зовут «Яаков» и «Израиль», и так тебя будут звать вечно. Твое имя никогда не изменится!

Йецер а-ра – это все то же дурное начало, что и раньше. Как во времена «просвещения» оно сжигало весь народ Израиля, так и сегодня оно желает сжечь весь народ Израиля. Сегодня у дурного начала есть другое имя, проблема только в том, что пока мы сообразим, каково сегодняшнее имя ситра ахра, порой уже бывает слишком поздно. Имя дурного начала невозможно узнать, поскольку оно постоянно меняется, но суть его остается одной и той же: страшная и мощная сила, приходящая, чтобы сбить человека с верной дороги, с пути Торы и заповедей, и мы должны быть на страже, чтобы суметь уберечься от нее.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48424