Глава Ваэра — Беречь чистоту речи

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

404
чистоту речи

«Я выведу вас из-под египетского бремени, избавлю вас от рабства!» (Шмот, 6:6)

«Сказал рав Уна от имени Бар Капары: в заслугу четырех вещей народ Израиля был избавлен от Египта. За то, что не изменили своих имен, своего языка, и не было среди них злословия. А также не было среди них распущенности» («Ялкут Шимони», 247).

Известно, что и в Египте наши предки говорили на святом языке, и не просто говорили на еврейском языке, а сохраняли и его уникальную форму: их речь была чистой, в ней отсутствовало сквернословие. Как объясняет Рамбам: почему этот язык называется «святым языком»? Потому, что в нем отсутствуют нескромные слова, в нем есть только чистая и святая речь.

Отсюда мы учим, что если человеку на язык попадают нечистые слова и выражения, это не святой язык, это не язык, который хранили наши праотцы в Египте и в заслугу которого были выведены из Египта.

На самом деле это просто удивительно, что они хранили чистоту языка в Египте, ведь Египет назван «самым развратным местом на земле», поскольку границы скромности там вообще не существовали. Так что тот факт, что, несмотря на всю «грязь» вокруг, евреи хранили чистоту речи, стал для них особой заслугой, благодаря которой они были спасены.

В наше время в современном мире, в котором тоже все границы скромности попраны, есть особая важность в том, чтобы хранить свою речь в чистоте, и от этого зависит успех всех наших дел.

Чистота речи относится не только к тому, чтобы избегать сквернословия и нескромных речей. Даже те люди, на устах которых никогда не появится бранное слово, должны быть осторожны, чтобы не произносить резких высказываний, даже в момент гнева на злодеев.

Рассказывают о Хафец Хаиме, что, кроме его потрясающей осторожности в сфере злоязычия, даже когда он говорил, порицая злодеев, что разрешено, и порой даже является заповедью, он никогда не говорил грубо и резко. Его речь всегда была чистой и красивой.

Сказано в Коэлет (6): «Весь труд человека – на устах его».

Чему это подобно? Бочке прекрасного вина, в которой есть кран. Если кран запачкан, даже немного – все чистое вино, которое будет литься из бочки, запачкается, и нельзя будет его пить.

Точно так же и человек: даже если он полон молитвы, Торы и Б-гобоязненности, если его уста «запачканы» нечистой речью — даже немного — вся Тора и все молитвы, исходящие из его уст, «пачкаются» и теряют свою силу.

Как это страшно! Такая мелочь, на которую даже не обращают внимания, в силах настолько все испортить!

И наоборот – если кран чист и окутан прекрасным запахом, то даже если бочка полна простой воды, проходя через кран, вода приобретает замечательный аромат.

Так и человек, чьи уста «ароматизированы» чистым, деликатным языком – все его слова, даже касающиеся обычных дел, приобретают «аромат» и производят освящение Имени Небес. О таком человеке и сказано: «Израиль, которым Я буду прославлен».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=59713