Глава Ки Таво — Красота одиночества

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

123

«Следуй Его путями» (Дварим, 28:9).

Пишет Рамбам: «Так объясняют эту заповедь (следовать Его путями): как Он называется милостивым, так и ты будь милостив, как Он называется милосердным – так и ты будь милосерден, как Он называется святым – так и ты будь свят и т.п. И человек обязан приучить себя к этим качествам и стараться походить на Него, насколько это в его силах».

Если Всевышний повелевает нам идти по Его путям, видимо, есть некая основа [особая внутренняя суть человека], посредством которой мы можем походить на Него и идти по Его путям.

Одно из качеств, уникальных для Всевышнего, это то, что Он – один. Сказано в книге Берешит: «Нехорошо человеку быть одному». Комментирует Раши: «Чтобы не сказали, что есть два владения: Всевышний – единственный в высших мирах, и нет у Него пары, и этот (человек) – единственный в низшем мире, и нет у него пары». Получается, что больше всего человек подобен своему Творцу, когда он один.

Всевышний существовал до появления мира и будет после окончания мира. Он не нуждается в других и не зависит от них. Есть люди, вся жизнь которых сосредотачивается вокруг других – вокруг общества.

Верно, что находящийся в общине бней Тора тоже будет бен Тора, но не в этом заключается красота человека. Красота человека проявляется тогда, когда он один. Когда человек находится в одиночестве, сам с собою, он может найти в себе красоту, святость, присутствие Шехины и т. п. Правильное определение одного – это способность найти внутри себя основу, вокруг которой он построит свою жизнь.

Это и есть основа хранения тайны. Человек, живущий сам с собой, а не только с окружающим его обществом, умеет хранить тайну.

Автор «Ховот а-Левавот» пишет, объясняя суть молитвы: «Молитва у тебя – как знак доверия к тебе Творца, и как драгоценный залог; ведь Он предал в твои руки все, что связано с ней, и отдал ее в твое распоряжение, и никто не увидит ее, кроме Него. И если будешь молиться так, как повелел Создатель, благословен Он, то исполнишь свою обязанность, оправдывая оказанное (тебе) доверие, и Он примет у тебя твою молитву. А если не будешь верен ей в сердце своем и устами своими, то окажешься среди обманувших доверие Всевышнего, о которых сказано: “Поколение переменчивое они, сыны, в которых нет верности”».

Есть такое понятие — «доверие». Например, когда человек дает другу на хранение какую-то вещь без свидетелей, это значит, что он доверяет другу, полагается, что тот не украдет данную ему на хранение вещь.

Человек, вся жизненная сила которого основана на нахождении в обществе, может совершить ошибку, как только окажется в одиночестве. Но если у него внутри есть глубинная основа, которая является источником его жизни, то ему совершенно неважно, видят его или нет. Ведь, в конце концов, у него внутри есть святость, есть Шехина. Центр его жизни – Всевышний.

Автор «Ховот а-Левавот» учит нас, что если человек желает проверить себя, насколько он верен своему Творцу, какова величина этой основы истины, которая есть в нем, насколько он «один», – должен посмотреть на свои молитвы. Как выглядит его молитва – настолько он и подобен Творцу. Там и происходит проверка. Это и есть основа человеческого в нем.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54829