Недельная глава Пекудей
«И поднял Моше Мишкан» (Шмот, 40:18).
Наши мудрецы объясняют стих из Шир а-Ширим: «Выйдите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо, в диадеме, которой увенчала его мать его в день его свадьбы, в день радости его сердца», так: «В день его свадьбы» – это дарование Торы, а «в день радости его сердца» – это постройка Мишкана. [Мудрецы также пишут, что царь Шломо здесь – это намек на Всевышнего.] В простом понимании стиха «день свадьбы» явно связан с «днем радости сердца», а толкование мудрецов, вроде бы, говорит, что нет связи между этими двумя днями, – днем дарования Торы и днем возведения Мишкана.
Объяснить это можно на примере свадьбы мужчины и женщины. В любом браке во время самой свадьбы радость еще не полна, поскольку невозможно знать, будет ли связь между супругами крепкой и прочной.
Настоящая проверка этого приходит лишь позже – во время ссоры между супругами. Если их связь недостаточно крепка – в результате ссоры они расстанутся. Если же они сумеют помириться и продолжить жить вместе в мире и согласии, это знак того, что никакие ветры в мире не расшатают эту связь. Тогда радость будет поистине полной.
Точно так же и в день дарования Торы радость была еще неполной, поскольку невозможно было знать, крепка ли связь, создавшаяся между еврейским народом и Всевышним. Однако после греха золотого тельца они дошли до ситуации, когда Всевышний сказал Моше: «Оставь Меня, и Я уничтожу их». И все равно потом Он помирился с ними, и Его Шехина опустилась на еврейский народ – теперь нет никаких опасений по поводу «брака» между Всевышним, благословен Он, и еврейским народом.
Получается, что радость дарования Торы достигла всей полноты именно при возведении Мишкана. Именно об этом и сказали мудрецы: «В день радости его сердца» – это возведение Мишкана, поскольку именно тогда радость «дня свадьбы» – то есть дарования Торы, стала полной.